Новости антропологии
19.04.2017

«Палеолитическая Венера» найдена в Брянской области

Статуэтка «палеолитической Венеры», вырезанная из бивня мамонта во времена ледникового периода, найдена учёными Института археологии РАН при раскопках стоянки «Хотылево-2» в Брянской области.

Археологи исследуют Хотылевскую стоянку с 1993 года, а комплекс, на котором была найдена статуэтка, изучается с 2005 года. По данным радиоуглеродного анализа, племена охотников-собирателей обитали здесь от 21 до 24 тысяч лет назад. Ученые нашли здесь множество костей мамонта, бизонов, кремнёвые орудия.

«Эта статуэтка относится ко времени средней поры верхнего палеолита, а культурный слой, в котором она залегала, имеет радиоуглеродные даты в 23 тысячи лет», - говорит  руководитель экспедиции Константин Гаврилов, заместитель заведующего Отделом археологии каменного века ИА РАН, кандидат исторических наук.

В эту эпоху ледник в Европе уже отступил на север, он закрывал только территорию Скандинавского полуострова и Балтийский регион. Восточноевропейскую равнину тогда покрывали холодные степи с лесами вдоль долин рек и балок. В степях водились мамонты и бизоны, в лесах встречались медведи. «Недостатка в пище не было», – замечает ученый.

Статуэтки палеолитических Венер характерны именно для средней поры верхнего палеолита. Позднее этой эпохи, которая завершилась примерно 20-19 тысяч лет назад, фигурки такого типа встречаются крайне редко. Первая такая находка была сделана в 1864 году при раскопках стоянки Ложэри-Бас на юго-западе Франции. Впоследствии их неоднократно находили в Европе, в центральной России и в Сибири. Их размеры варьируются от 5 до 15 сантиметров, находили «Венер» из обожженной глины, известняка, но чаще всего их вырезали из бивней мамонта.

Найденная в Хотылево «Венера» относительно невелика, чуть больше 5 сантиметров в длину, она сделана из бивня мамонта и изображает тучную, возможно - беременную женщину, с большим животом и грудью. Часть груди и живота отслоилась вдоль естественной трещины по конусу роста бивня. Фигурка была найдена рядом со скоплением крупных кремневых пластин и фрагментов костей мамонта, окрашенных минеральной краской - охрой. По всей видимости, она была уложена рядом с костями мамонта на земле, а не «погребена», как другие Венеры - сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

Читайте комментарии археологов по поводу этой находки в материале Александра Соколова для проекта «XX2 век».

Австралийский абориген о поисках нефти на его земле:

Геологам так и не удалось найти нефть. На глуби­не около трех тысяч футов они встретили очень крепкие породы — бурение пришлось прекратить. И напрасно геологи пытались бурить в Бугаргане, на том самом месте, где Тувату, змей-Радуга, ушел в землю. Старики-то уверены, что бур просто наткнулся на кости Тувату, а их ничем не пробить.

Дик Рафси. Луна и радуга. Издательство «Наука». Москва, 1978 г., с. 13.