Новости антропологии
16.04.2011
Автор: А. Соколов

В Танзании найдены следы древних сапиенсов

Об этом Брайан Ричмонд, антрополог из Университета имени Джорджа Вашингтона, сообщил на ежегодном собрании Палеоантропологического общества в Миннеаполисе, а журнал Scientific American написал на своем сайте 14 апреля.

Брайан Ричмонд изучает следы современных людей. Источник: http://www.npr.org/

Для изучения отпечатков ног исследователи из Университета имени Джорджа Вашингтона используют бассейн с песком. Источник: http://www.npr.org/

Древние следы обнаружены в 2010 году в местонахождении Engare Sero на берегу озера Нэтрон, в северной Танзании. Они принадлежат 18 сапиенсам, прошедшим по влажному вулканическому пеплу примерно 120 тысяч лет назад. Всего найдено более 350 отпечатков (причем только человеческих; какие-либо следы животных отсутствуют).

Вообще следы древних людей – находка редкая. Можно вспомнить знаменитые отпечатки на пепле в Лаетоли возрастом 3 с половиной миллиона лет, а также следы Homo erectus на берегу озера Туркана, полуторамиллионолетней древности (эту находку, кстати, в числе других исследователей также изучал Брайан Ричмонд). Следы могут многое рассказать об  анатомии и поведении наших предков. В частности - об особенностях походки, и даже о составе групп древних человеков.

Ричмонд сообщил, что одна группа найденных следов ведет на  восток;  судя по длине шагов, эти следы были оставлены  людьми, движущимися с разной скоростью (и бегущими, и прогуливающимися не спеша). Видимо здесь прошла не единая группа, а отдельные «прохожие». В отличие от первой группы, вторая группа следов оставлена 18 людьми, на этот раз вместе идущими в западном направлении.

Чтобы узнать больше об ископаемых путешественниках, Ричмонд и его коллеги сравнили древние следы с множеством  следов, оставленных современными мужчинами и женщинами,  которые двигались с разной скоростью (в качестве «подопытных» привлекали кенийцев). Измерив современные следы и сравнив их с найденными в Engare Sero, исследователи пришли к заключению, что древняя человеческая группа состояла из мужчин, женщин и детей, причем женщин было больше чем мужчин.

"Это - информация о том, каким мог быть состав социальной группы древних сапиенсов, совершающих совместный переход", - заключает Ричмонд.  Хотя, конечно, сложно судить о составе древних социальных групп на основании данных только об одной кампании наших предков, случайно наследившей 120 тысяч лет назад…

А тем временем

Российские специалисты изучают знаменитый слой пепла в Лаэтоли, несущий отпечатки ног афарских австралопитеков – современников Люси. Считалось, что этот пепел появился в результате извержения вулкана Садиман....  Исследователи решили проверить, так ли это на самом деле. Что же выяснилось?  Статья о результатах данного исследования  только что вышла не где-нибудь, а в Journal of Human Evolution. А мы обратились за подробностями к  участнику исследования - Анатолию Николаевичу Зайцеву, доценту кафедры минералогии Геологического факультета СПбГУ. В ближайшее время мы напишем о том, что нам сообщил Анатолий Николаевич.

Следите за новостями!