Новости антропологии
16.04.2011
Автор: А. Соколов

В Танзании найдены следы древних сапиенсов

Об этом Брайан Ричмонд, антрополог из Университета имени Джорджа Вашингтона, сообщил на ежегодном собрании Палеоантропологического общества в Миннеаполисе, а журнал Scientific American написал на своем сайте 14 апреля.

Брайан Ричмонд изучает следы современных людей. Источник: http://www.npr.org/

Для изучения отпечатков ног исследователи из Университета имени Джорджа Вашингтона используют бассейн с песком. Источник: http://www.npr.org/

Древние следы обнаружены в 2010 году в местонахождении Engare Sero на берегу озера Нэтрон, в северной Танзании. Они принадлежат 18 сапиенсам, прошедшим по влажному вулканическому пеплу примерно 120 тысяч лет назад. Всего найдено более 350 отпечатков (причем только человеческих; какие-либо следы животных отсутствуют).

Вообще следы древних людей – находка редкая. Можно вспомнить знаменитые отпечатки на пепле в Лаетоли возрастом 3 с половиной миллиона лет, а также следы Homo erectus на берегу озера Туркана, полуторамиллионолетней древности (эту находку, кстати, в числе других исследователей также изучал Брайан Ричмонд). Следы могут многое рассказать об  анатомии и поведении наших предков. В частности - об особенностях походки, и даже о составе групп древних человеков.

Ричмонд сообщил, что одна группа найденных следов ведет на  восток;  судя по длине шагов, эти следы были оставлены  людьми, движущимися с разной скоростью (и бегущими, и прогуливающимися не спеша). Видимо здесь прошла не единая группа, а отдельные «прохожие». В отличие от первой группы, вторая группа следов оставлена 18 людьми, на этот раз вместе идущими в западном направлении.

Чтобы узнать больше об ископаемых путешественниках, Ричмонд и его коллеги сравнили древние следы с множеством  следов, оставленных современными мужчинами и женщинами,  которые двигались с разной скоростью (в качестве «подопытных» привлекали кенийцев). Измерив современные следы и сравнив их с найденными в Engare Sero, исследователи пришли к заключению, что древняя человеческая группа состояла из мужчин, женщин и детей, причем женщин было больше чем мужчин.

"Это - информация о том, каким мог быть состав социальной группы древних сапиенсов, совершающих совместный переход", - заключает Ричмонд.  Хотя, конечно, сложно судить о составе древних социальных групп на основании данных только об одной кампании наших предков, случайно наследившей 120 тысяч лет назад…

А тем временем

Российские специалисты изучают знаменитый слой пепла в Лаэтоли, несущий отпечатки ног афарских австралопитеков – современников Люси. Считалось, что этот пепел появился в результате извержения вулкана Садиман....  Исследователи решили проверить, так ли это на самом деле. Что же выяснилось?  Статья о результатах данного исследования  только что вышла не где-нибудь, а в Journal of Human Evolution. А мы обратились за подробностями к  участнику исследования - Анатолию Николаевичу Зайцеву, доценту кафедры минералогии Геологического факультета СПбГУ. В ближайшее время мы напишем о том, что нам сообщил Анатолий Николаевич.

Следите за новостями!

Поскольку эти крайне забавные и любознательные представители живущего рода Simiae, на которых невозможно смотреть без восторга и изумления, столь похожи на человека, естествоиспытатели должны всячески стараться понять их. Приходится только удивляться, почему столь жаждущий новых познаний человек поступал до сих пор так неблагоразумно, что не попытался рассеять мрак, окружающий Troglodytes, своих ближайших родственников ... Что, спрашивается, может доставить человеку (не исключая даже и самих монархов) большее удовольствие, нежели созерцание рядом с собой этих столь домашних животных, которыми никогда не надоест любоваться? Разве трудно Королю достать этих животных, за что, безусловно, вся нация склонится перед ним в благодарном поклоне?