Новости антропологии
23.08.2023
Автор: А. Соколов

Пальцы веером: неандертальские гравировки найдены на стенах пещеры

Исследователи полагают, что неандертальцы оставили эти изображения, просто водя по стенам пальцами. Но зачем?

Маска из пещеры Ла Рош-Котар

"Треугольная панель"

Расположение панелей в пещере Ла Рош-Котар

Неандертальцев часто всё ещё считают существами сугубо прагматичными, чей полёт фантазии был ограничен задачами выживания: поесть, спастись от холода.  Тем не менее, список неандертальских «художеств», найденных археологами, медленно но верно растёт. Это и украшения из раковин, птичьих когтей или даже перьев, и абстрактные гравировки на костях животных, и даже  некие сооружения из сталагмитов в пещере.

Надо сказать, что ряд подобных находок является предметов жарких споров: например, неандертальская «флейта» из Дивье Бабе в Словении. Многие специалисты считают, что этот «артефакт» естественного происхождения, просто погрызенная гиеной кость. Или предположительно неандертальские рисунки в нескольких испанских пещерах  – их рукотворность на этот раз не вызывает сомнений, но есть вопросы к датировкам.

Среди спорных находок фигурировала и так называемая «маска» из французской пещеры Ла Рош-Котар: артефакт из кремня, напоминающий лицо, в отверстие в котором была вдета кость, образуя нечто вроде глаз. Маска ли это, или у археологов разыгралось воображение? Как бы то ни было, пещера  Ла Рош-Котар когда-то, несомненно, посещалась неандертальцами. И недавняя статья в Plos ONE посвящена новым открытиям в этой пещере – гравировкам на её стенах.

Пещеру нашли в середине XIX века, когда при разработке карьера рабочие наткнулись на вход, скрытый под толщей отложений. Раскопки здесь проводились начиная с 1912 года и с перерывами ведутся по сей день. Все находки каменных орудий в Ла Рош-Котар относятся к мустьерской индустрии, то есть их создатели – неандертальцы.

Судя по всему, после того, как в пещере жили древние люди, разлив реки привел к тому, что вход в пещеру был запечатан наносами. Эти наносы оставались непотревоженными до работ в карьере в 1846 году. Поэтому, по мнению археологов, после неандертальцев никто пещеру посещать не мог.

Вот почему так заинтересовались ученые многочисленными следами, обнаруженными на стенах пещеры. На эти отметины впервые обратили внимание еще во время раскопок 1976 года, но теперь изучили их тщательно.

Надо сказать, что в пещере встречаются самые разные следы – например, от когтей животных и археологических инструментов, есть и одно граффити, оставленное кем-то в 1992 году. Но следы, о которых идет речь, необычны, и расположены только на 13-метровой стене одной из камер, причем отметины сгруппированы в «панели».

Исследователи предположили, что эти следы оставили, водя по стенам пещеры пальцами. Дело в том, что стены образованы туфом, который в результате неких геологических процессов покрылся тонким рыхлым налётом, толщиной не более нескольких миллиметров. Этот слой легко продавливается, и просто водя по нему руками, можно оставлять на поверхности заметные углубления.

Чтобы установить, каким способом оставлены следы в пещере, исследователи провели ряд экспериментов в гроте неподалёку. Грот образовался несколько столетий назад, и его стены также покрывал рыхлый налёт. Исследователи проводили на стенах грота борозды самыми разными инструментами – костяными, деревянными, роговыми, каменными и металлическими. И пришли к выводу, что именно пальцы оставляют углубления, больше всего похожие на следы в Ла Рош-Котар. Это точно не следы когтей животных и не результат работы археологов. Исключение составляют некоторые отметины на так называемой «прямоугольной панели», которые могли быть оставлены какими-то орудиями.

Недалеко от этого места археологи нашли кремневую пластину, которую, судя по следам износа, могли использовать при обработке некого минерала. Может быть, именно этим орудием оставили следы на «прямоугольной панели», но доказать это проблематично.

Исследователи подробно описывают 8 «панелей», покрытых гравировками. Иногда это просто отдельные отпечатки пальцев, иногда следы протяженные. Они могут идти параллельно, могут представлять собой волнистые линии, иногда образуют что-то вроде треугольников. На первый взгляд, увидеть какую-либо систему в этом хаотичном наборе отпечатков сложно, но исследователи настаивают, что в некоторых случаях речь идет о «продуманной композиции». Более-менее это очевидно в случае «треугольной панели»: здесь 25 вертикальных желобков, оставленных пальцами, идут параллельно друг другу, достигая 32 см в длину.

Важный вопрос: всё-таки, когда эти гравировки появились? С этой целью нужно установить, когда сформировались отложения, запечатавшие вход в пещеру. Конечно, идеально было бы датировать кальцитовые натёки, образовавшиеся поверх рукотворных канавок на стенах. Но кальцитовая плёнка оказалась слишком тонкой, так что уран-ториевый метод применить не вышло. В отложениях найдено немало костей, 19 из которых датировали радиоуглеродным методом. Но крайне малое содержание радиоактивного углерода указало на то, что возраст образцов находился за пределами чувствительности методики.

На помощь пришло термолюминесцентное датирование, для чего исследователи отобрали 50 проб, содержащих зёрна полевого шпата и кварца, в 4 местах пещеры.  Исследование показало, что наносы закрыли вход в пещеру более 51 тысячи лет назад. Учитывая, что в Западной  Европе сапиенсы появляются, согласно надёжным данным, только 45 тысяч лет назад, никто кроме неандертальцев по стенам пальцами водить не мог. Это, кстати, первая известная учёным «серия графических произведений» неандертальцев на стенах пещер.

Остаётся вопрос: зачем они это делали? Может быть, всё-таки задача была утилитарной – соскоблить минерал со стены для каких-то неведомых нам целей? Однако глубина канавок для этого маловата, тут проще было бы воспользоваться каким-нибудь орудием, чем оставлять пальцами аккуратные узкие бородки. Форма и ориентация бороздок тоже слишком разнообразна, чтобы объясняться «функционально». Восемь панелей образуют некую систему, «композицию» на самой протяженной стене пещеры. По мнению исследователей, выполнены они тщательно, в результате некого творческого процесса.

Здесь явно был замысел, вот только какой? Имеют ли эти гравировки некий символический смысл?  «Намерение, стоящее за этой композицией, ускользает от нас», - пишут исследователи.

Источник: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0286568#pone-0286568-g002