Мир антропологии

Публикации

06.09.2020Александр Борисович Соколов
Как научпоп победил холеру
Стивен Джонсон. «Карта призраков. Как самая страшная эпидемия холеры в викторианском Лондоне изменила науку, города и современный мир». Книга  об эпидемии, накрывшей лондонский квартал Сохо в 1854 году, вышла в издательстве Бомбора. Публикуем рецензию редактора АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александра Соколова.

26.08.2020Ярослав Всеволодович Кузьмин
Датировки станут точнее. Новая калибровка радиоуглеродных дат
Появившаяся в августе 2020 г. калибровочная кривая IntCal20 составлена на основе тщательного анализа большого фактического материала и позволяет более точно, чем ранее, проводить анализ соотношения радиоуглеродного и календарного возрастов. Это имеет серьезные последствия применительно к решению ряда ключевых вопросов археологии и антропологии – в частности, о времени возможного сосуществования самых поздних неандертальцев и самых ранних анатомически современных людей (Homo sapiens) в Европе.
24.08.2020Александр Борисович Соколов
Эусоциальность: почему альтруисты выигрывают у эгоистов
В издательстве "Альпина-нон-фикшн" вышла новая книга выдающегося биолога Эдварда Уилсона "Эусоциальность: Люди, муравьи, голые землекопы и другие общественные животные" - плод многих лет исследований сообществ высокоорганизованных животных. Эта книга о том, что между человеком и муравьями гораздо больше общего, чем мы думаем.
17.08.2020
Пожужжим? Рецензия на книгу о пчёлах
В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга про пчёл – современных и существовавших до появления человека, медоносных и нет, вооружённых жалом и безжальных. Рецензию на «Жужжащие: Естественная история пчёл» Тора Хэнсона читайте на АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.
24.07.2020
Гробница Тутанхамона. Часть I
Даже самое незначительное открытие в археологии добавляет что-то важное в нашу копилку знаний о древних людях, их образе жизни и мировоззрении. Но изредка ученым удается сделать открытие, которое выходит за рамки их научной дисциплины и моментально становится мировой сенсацией, вызывая неподдельный интерес самой широкой публики. С другой стороны, археологические сенсации часто вызывают к жизни множество домыслов и лженаучных теорий. В этой статье мы вспомним, как была найдена знаменитая гробница фараона Тутанхамона и как она породила лженаучные мифы, которые успешно здравствуют и в 21-м веке.
05.08.2020
Пальцы коал и ручки тирекса: рецензия на книгу «Удивительная эволюция»
Издательство «Бомбора» порадовало читателей переводной книгой «Удивительная эволюция. Биологическая история Земли в невероятных превращениях и мутациях организмов». Её автор – Джонатан Б. Лосос, профессор биологии в Вашингтонском университете и главный редактор Принстонского руководства по эволюции. АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ публикует рецензию на книгу профессора.
25.07.2020
«Практически всё, что мы делаем, наносит вред биосфере»
Редакция АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ продолжает знакомить вас с качественными научно-популярными книгами. Сегодня мы решили рассказать вам о "Будущем Земли" знаменитого биолога Эдварда Уилсона. Эту книгу можно описать тремя словами — сильная, резкая, злободневная. Подробнее о "Будущем Земли" читайте в нашей рецензии.
20.07.2020
Как люди завоевали планету: читаем науч-поп на пляже
Интересуетесь происхождением человека? Хотите знать, куда пропали австралопитеки и когда именно появился человек разумный? Специально для вас - книга французского биолога Жан-Батиста де Панафье «Сапиенс для пляжа». Книга издана в серии «Наука на отдыхе» -- но, хотя произведение читается легко, оно отнюдь не развлекательное, а очень даже серьёзное. Книгу выпустило издательство «Бомбора».
06.07.2020
Как на самом деле умер Ричард III
В издательстве «Бомбора» вышла замечательная и важная книга палеонтолога Брайана Свитека «Кости: скрытая жизнь». В ней автор объясняет, как появился наш скелет, какие функции он выполняет и что наши потомки смогут узнать о нас, когда эти удивительные скопления минералов и белка будут единственным, что мы после себя оставим. С разрешения издательства мы публикуем отрывок из книги – о том, что учёным «рассказали» кости Ричарда III.
04.06.2020
Добыча известняковых блоков в эпоху Древнего Царства. Эксперимент в вади эль-Джарф
Недавно в «The Journal of Ancient Egyptian Architecture» был опубликован отчёт группы французских учёных об эксперименте по добыче известняковых блоков с помощью приёмов, использовавшихся в Египте эпохи Древнего Царства.
Публикуем перевод этой статьи с французского, выполненный Маргаритой Рыбиной (в pdf).

Статьи, помеченные значком , ориентированы на подготовленного Читателя.

Статьи, рядом с которыми стоит 2 значка: - ориентированы на хорошо подготовленного Читателя.

«Развращение нравов дошло до того, что глуповцы посягнули проникнуть в тайну построения миров и открыто рукоплескали учителю каллигра­фии, который, выйдя из пределов своей специальности, про­поведовал с кафедры, что мир не мог быть сотворён в шесть дней. Убогие очень основательно рассчитали, что если это мнение утвердится, то вместе с тем разом рухнет всё глуповское миросозерцание вообще. Все части этого миросозерцания так крепко цеплялись друг за друга, что невозможно было потревожить одну, чтобы не разрушить всего остального. Не вопрос о порядке сотворения мира тут важен, а то, что вместе с этим вопросом могло вторгнуться в жизнь какое-то совсем новое начало, которое, наверное, должно было испортить всю кашу. Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и спра­ведливо приписывают это счастливому отсутствию духа ис­следования».

Салтыков-Щедрин М.Е., История одного города. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.