Новости антропологии
30.07.2011
Автор: А. Соколов

Сапиенсы против неандертальцев: не уменьем, а числом?

Новая статья на тему неандертальской и кроманьонской демографии вышла в журнале Science.

Рис. 1. Карта археологических стоянок во Франции: А. шательперон; B.ориньяк. Контурным квадратом обозначен исследуемый регион. Черные кружки - археологические местонахождения. Размеры черных кружков соответствуют числу стоянок, относящихся к различным местонахождениям (самый крупный кружок – 42 стоянки). Иллюстрация из обсуждаемой статьи.

Рис. 2. Число стоянок в исследуемом регионе: зеленым цветом – стоянки в пещерах и гротах; коричневым – открытые. Слева – мустье; в центре – шательперон; справа – ориньяк. Иллюстрация из обсуждаемой статьи.

Рис. 3. Интенсивность освоения ресурсов: зеленым цветом - плотность распределения каменных орудий; коричневым – мясной пищи. Слева – значения, полученные для неандертальских стоянок (мустье и шательперон), справа – для кроманьонцев (ранний и поздний ориньяк). Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Ну, кое-что о демографии в данном случае можно сказать сразу: численность сапиенсов росла, неандертальцев – падала.  Но как оценить этот процесс количественно? В частности, сколько в Европе было неандертальцев по отношению к пришедшим с юга кроманьонцам?  Конечно, данные генетики в последние годы пролили некоторый свет на этот вопрос, подтвердив, что с переходом от неандертальцев к людям современной анатомии численность европейской популяции должна была существенно возрасти. Но точных оценок генетика пока что не дает.

С целью добиться таки ясности, авторы статьи решили провести комплексный анализ археологических данных в каком-нибудь хорошо исследованном регионе Европы. В качестве такого региона была выбрана Аквитания, область на юго-западе Франции (площадь 75 000 км2, см. рис.1). Юго-запад Франции давно и тщательно изучен археологами, а плотность неандертальских и кроманьонских стоянок, найденных здесь - максимальная в Европе. На территории Аквитании расположены знаменитые находками останков неандертальцев (и не только) местонахождения Ле Мустье, Сен-Сезер,  Ля Ферраси, Ля Кина.

Исследователи собрали данные по трем археологическим периодам, общей протяженностью в 20 тысяч лет:

1. Позднее мустье (в данном случае - т.н. мустье ашельской традиции, или MTA). Создателями данной культуры, безусловно, были неандертальцы.  Возраст культуры MTA – от  55 000 до 44 000 лет  (датировки получены методами термолюминесценции и электрон-спин-резонанса).
  2. Шательперон - культура, считающаяся переходной от среднего к верхнему палеолиту. Полагают, что эта культура – также, как и мустье, дело рук неандертальцев. Такие выводы сделаны на основании соответствующих палеоантропологических находок (например, скелет неандертальца в Сен-Сезер, обнаруженный в одном слое с орудями шательперон). Прогрессивные элементы, характерные для шательперона, часто объясняют культурным влиянием кроманьонцев, появившихся к этому времени в Европе. Возраст шательперона –  44 400 - 40 250  лет (свежие датировки, полученные радиоуглеродным методом).
  3. Ориньяк –  культура верхнего палеолита, появление которой связывают уже с анатомически современными людьми – Homo sapiens sapiens. Возраст  – 40 250 - 35 000 лет  (радиоуглеродный метод).

Для оценки численности и плотности населения в каждый из 3-х периодов исследователи использовали следующие данные:

• общее число стоянок в регионе в каждый период
  • «интенсивность освоения ресурсов» (intensities of occupation) в каждый период, оцениваемая по двум параметрам: количеству каменных орудий и количеству костей животных, служивших пищей обитателям стоянок;
  • жилая площадь человеческих стоянок в каждый период.

В анализ были включены все известные палеолитические стоянки, для которых в литературе оказалось возможным найти необходимые данные (полный список стоянок и использованной литературы, естественно, есть в приложении к статье). Поскольку хорошо задокументированных стоянок шательперон в выбранном регионе оказалось немного, исследователи добавили в свою базу данных два местонахождения (Arcy-sur-Cure и собственно Шательперон) из центральной Франции.

Итак, что получилось:

Число стоянок

Общее число археологических стоянок при переходе от неандертальцев к сапиенсам существенно возрастает. В цифрах это выглядит так:

Ориньяк

Стоянки в пещерах и гротах

26

30

108

Открытые стоянки

Нет данных

7

39

Таким образом,  мы получаем рост примерно в 2,5 раза.

Судя по всему, и по всей Франции картина была такой же.  Но, может быть, причина не в росте численности населения, а например, в «логистике»? Скажем, сапиенсы чаще перемещались с места на место, вот стоянок и получается больше?

Тут внести ясность помогут другие параметры исследования, связанные с интенсивностью использования ресурсов обитателями стоянок.

Интенсивность освоения ресурсов

Данные по  каменным орудиям и остаткам от трапез – костям животных -  однозначно свидетельствуют о росте плотности населения в этот период.

Вот какие цифры получены для плотности распределения каменных орудий (которая измеряется в количестве орудий на квадратный метр за тысячу лет). К орудиям относились только артефакты с явными следами обработки:

Орудия, шт. / м2 / 1000 лет

6,6

9,7

17,6

Аналогичный рост получен и для плотности распределения костных останков животных (точнее, исследователи на основании имеющейся информации о  количестве костных останков, их сохранности и о том, к каким видам животных они относятся, вычисляли среднее количество мяса, потребляемое хозяевами стоянок. Методика расчетов подробно описана в приложении к статье):

Мясо, кг / м2 / 1000 лет

Нет данных

84.6

152.8

В среднем получается, что интенсивность освоения ресурсов при переходе к верхнему палеолиту возрастает в 1,8 раза.

Жилая площадь

Данные по «жилплощади», увы, не очень точны. Например, с течением времени жилая зона могла постепенно смещаться в сторону от первоначального расположения. В данном случае исследователями оценивалась минимальная жилая площадь, определенная в результате раскопок.

И здесь исследование показало, что жилые площади заметно выросли при переходе от неандертальцев к кроманьонцам:

Площади неандертальских стоянок не превышают  250 м2, в среднем около 100 м2.

Площади же ориньякских стоянок достигают 500 - 600 м2.

В среднем, жилая площадь при переходе к верхнему палеолиту возрастает в 2-3 раза.

Итог:

Все данные говорят о существенном росте численности и плотности населения при переходе от неандертальцев к сапиенсам на юго-западе Франции – и, судя по всему, во всей Западной Европе. Число стоянок возрастает в 2,5 раза, интенсивность освоения ресурсов – в 1,8 раза, жилая площадь – как минимум в 2 раза. Поскольку все три демографические характеристики не зависят друг от друга, то их можно перемножить, - и мы получим общий рост численности человеческой популяции в рассматриваемом регионе в 9 10 раз (а возможно, еще больше). На одного неандертальца приходилось по 10 кроманьонцев!

Можно спорить о том, были ли кроманьонцы более интеллектуальными, чем неандертальцы, или всё как раз наоборот (существует и такая точка зрения). Как бы то ни было, одного демографического фактора должно быть достаточно, чтобы сделать итог конкуренции между аборигенами и «оккупантами» предопределенным. Безо всяких вооруженных столкновений,  каннибализма и прочих страстей, неандертальцы могли просто «раствориться» (в том числе генетически) среди нахлынувших с юга кроманьонских орд…

Если только не верна недавняя гипотеза «вулканической зимы», согласно которой неандертальцы в основной своей массе повымирали еще до прихода сапиенсов в Европу…

Остается вопрос: если плотность кроманьонского населения в Европе была гораздо выше, чем у неандертальцев, не мешало ли это кроманьонцам жить? Может быть, они стали эффективней охотиться, или научились заготавливать пищу впрок, или просто смогли лучше ладить друг с другом? Данный вопрос авторы статьи оставляют открытым.

Поскольку эти крайне забавные и любознательные представители живущего рода Simiae, на которых невозможно смотреть без восторга и изумления, столь похожи на человека, естествоиспытатели должны всячески стараться понять их. Приходится только удивляться, почему столь жаждущий новых познаний человек поступал до сих пор так неблагоразумно, что не попытался рассеять мрак, окружающий Troglodytes, своих ближайших родственников ... Что, спрашивается, может доставить человеку (не исключая даже и самих монархов) большее удовольствие, нежели созерцание рядом с собой этих столь домашних животных, которыми никогда не надоест любоваться? Разве трудно Королю достать этих животных, за что, безусловно, вся нация склонится перед ним в благодарном поклоне?