Новости антропологии
27.10.2010
Автор: А. Соколов

Подбородок возрастом 100 тысяч лет найден в Китае

Группа исследователей обнаружила в Южном Китае человеческие останки, возраст которых (если это действительно Homo sapiens) может изменить представления о времени появления современных людей в Восточной Азии.

Рис. 1. Находки из пещеры Чжижень в нескольких проекциях. Источник: http://news.nationalgeographic.com/

Рис. 2. Карта Восточной Азии. Местонахождение пещеры Чжижень отмечено звездочкой

Рис. 3. Вид на гору Мулан, в толще которой находится пещера Чжижень. Местонахождение пещеры обозначено стрелкой. Иллюстрация к обсуждаемой статье

Рис. 4. Слева: основной вход в пещеру Чжижень. Зона раскопок находится слева от людей в пещере. Справа: собственно, раскопки. Иллюстрация к обсуждаемой статье

Рис. 5. Череп и графическая реконструкция лица по черепу из Сен-Сезер. Автор – Т.С. Балуева. Источник: Дробышевский С.В. Предшественники. Предки? Часть V 'Палеоантропы'. 2-е издание. М., УРСС, 2010, с. 209.

Раскопки проводились интернациональной командой, включающей Ву Лю (Wu Liu) из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии (Пекин, Китай), Эрика Тринкауза (Erik Trinkaus) из Университета им. Джорджа Вашингтона (Сент-Луис, США) и ряд других специалистов.

Статья об этом  исследовании опубликована 25 октября на сайте американского журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Находка сделана в 2007 году в местонахождении Чжижендонг / Zhirendong (Zhiren Cave, пещера Чжижень), а  в 2008-2009 гг. было проведено датирование находок  методом урановых серий, по натечно-капельным отложениям, находящимся непосредственно над местом залегания окаменелостей,  а также по сопутствующей фауне. Получены достаточно надежные даты, относящие найденные фрагменты к началу позднего плейстоцена, более 100 тысяч лет назад!

Шутка ли? Это ведь на 60 тысяч лет глубже в прошлое, чем древнейшая известная до сих пор находка останков современных людей в этом регионе.

Найденный этой же командой  в 2003 году в Чжоукоудяне  скелет Homo sapiens имеет возраст 40 000 лет. Находки сапиенсов в Восточной Азии с более древними датировками существуют, но надёжность этих датировок, по мнению многих специалистов – под вопросом…

Согласно сложившимся представлениям, первый выход современных людей за пределы Африки произошел между 80 и 45 тысячами лет назад. См. например здесь.

В пещере обнаружены два коренных зуба и фрагмент нижней челюсти.

Челюсть и есть самое интересное, т.к. на ней наблюдается подбородочный выступ!

Это, а также некоторые другие особенности строения челюсти позволили авторам исследования сделать вывод, что найденные останки принадлежали человеку современной анатомии - древнему  Homo sapiens.

Вместе с тем, исследователи отмечают и некоторые архаичные особенности челюсти, например, ее массивность, по которой находка близка, скорее, неандертальцам или иным архаическим гоминидамГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников..

На основании такого сочетания современных и архаических признаков можно предположить, что в Восточной Азии уже более 100 тысяч лет назад - т.е. в эпоху, когда в Европе никем, кроме неандертальцев, не пахло - появились современные люди,  видимо, пришедшие туда из Африки – а откуда же еще? И, возможно, у этих гостей из Африки имел место, так сказать, генетический обмен с  местными популяциями более примитивных гоминид (потомками синантропов?..)

Не все исследователи согласны с  такой трактовкой.

В самом деле, взгляните на фото (Рис.1): этот подбородок нельзя назвать «волевым» - честно говоря, он едва намечается.

Уже цитировавшийся нами антрополог Джон Хаукс (University of Wisconsin—Madison) справедливо замечает в своем блоге, что хотя у классических неандертальцев подбородка не было, у некоторых поздних неандертальцев нечто подобное  всё-таки присутствует (например, у находок поздних неандертальцев из Виндийи в Хорватии или Сен-Сезер во Франции – см. Рис.5 справа.  Правда, строение этих неандертальских подбородков отличается от сапиентного).

Вспомним, что у известных черепов из израильских местонахождений Схул и Кафзех тоже в наличии подбородочный выступ, однако далеко не все специалисты согласны с отнесением этих находок к Homo sapiens (см. интервью на нашем портале).

Ключевой вопрос:

Какова причина появления этого самого подбородка –  у поздних  неандертальцев, или у палеоантропов Ближнего Востока, да и в рассматриваемом случае? Что это – действительно результат метисации с сапиенсами, или очередной параллелизм? Быть может, подбородок у тех и у других возник независимо, под влиянием неких (нам пока неизвестных) факторов среды? Или это «побочный эффект» общей перестройки черепа в процессе эволюции?

Вот если бы из этой китайской челюсти удалось выделить ДНК… Маловероятно. А вдруг?