English Deutsch
Новости
Новости антропологии
23.11.2016

Шимпанзе учатся грумингу у матерей

Учёные из Гарвардского университета выяснили, что молодые шимпанзе учатся у своих матерей не только находить пищу, но и заниматься грумингом, то есть ухаживать за шерстью друг друга (груминг — распространённый способ налаживания связей среди членов сообщества шимпанзе). Статья об этом опубликована в журнале Current Biology.

Шимпанзе занимаются грумингом, сцепив поднятые руки. Фото из обсуждаемой статьи

Исследователи пытались объяснить появление в некоторых сообществах особого вида груминга — с поднятой рукой. От обычного ухода за шерстью эта форма груминга отличается тем, что в процессе ухаживания шимпанзе обхватывают высоко поднятые руки друг друга, сцепляясь ладонями, либо скрещивают поднятые предплечья. Такой ритуал длится обычно недолго – около 45 секунд, но повторяется порядка 10 раз в течение дня. Подобное поведение (со своими особенностями) встречается у восьми из одиннадцати изучаемых сообществ шимпанзе в Африке. У трех оставшихся популяций «груминг с поднятой рукой» никогда не наблюдался. Видимо, это культурная традиция, передающаяся посредством научения.

Раньше считалось, что груминг с поднятой рукой используется как знак принадлежности к определённой группе или показатель особых отношений между обезьянами, но никаких подтверждений этим гипотезам не найдено. Единственная связь, которую удалось обнаружить, это связь между поведением матери и ребёнка. Исследователи установили, что если мать часто занимается грумингом со сцепленными ладонями, то и детеныш в дальнейшем ведет себя подобным образом.

Дети копируют действия родителя: как питаться, какие звуки издавать, как использовать орудия и, разумеется, как заниматься грумингом. До 12 лет детёныши занимаются грумингом только с матерями, поэтому неудивительно, что даже во взрослом возрасте они повторяют материнское поведение. 


Источник:



Интересно

Мы не можем говорить более о причинности в каждом отдельном эксперименте. Имеет смысл говорить лишь о статистической причинности... С этим и связано основное отличие современной тенденции по сравнению с классической: в противоположность «прозрач­ности» классического мышления она ведет к «смутной» картине мира. Следует ли усматривать и этом поражение человеческого разума? Трудный вопрос. Как учёные, мы не располагаем свободой выбора. При всём желании невозможно описать для Вас мир таким, каким он Вам нравится».

И. Пригожин, И. Стенгерс, Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой, М., «Урсс», 2008 г., с. 259.

Catalog gominid Antropogenez.RU