Новости антропологии
04.12.2016

Археологи используют космические технологии

Технология, разработанная для изучения других планет, помогает археологам искать древности. Статья об этом появилась на сайте NASA.

Cлева аэрофотоснимок леса в Коннектикуте. Справа – изображение, полученное с помощью лидара, которое дает картину «голой земли» без растительности. Видны остатки каменных стен, фундаменты, заброшенные дороги. На сайте NASA, двигая слайдер, можно увидеть, как лидар обнажает скрытые растительностью особенности местности. Источник: https://www.nasa.gov/

Лидар (LIDAR - LIght Detection And Ranging, переводится как «обнаружение и определение дальности с помощью света») – так называется устройство на основе лазерного дальномера, которое позволяет сканировать рельеф земной поверхности. Это устройство вошло в список 50 инноваций, информация о которых будет опубликована 5 декабря в журнале Spinoff NASA (этот ежегодный журнал целиком посвящен технологиям, разработанным для космоса, а сейчас широко используемым в «народном хозяйстве»).

Лидары уже давно помогают людям в космических исследованиях. Они использовались NASA еще в программе «Аполлонов». А сейчас один из подобных приборов летит на космическом аппарате OSIRIS-REx – межпланетной станции, которая должна доставить на Землю образцы грунта с астероида Банну. Выбрать место, где будут взяты образцы, и призван помочь лидар, который составит карту астероида. Похожее устройство находилось на спускаемом аппарате Phoenix, который исследовал осадки на Марсе в 2008 году.

Космические приборы делают маленькими, лёгкими и экономичными – иначе до Марса не долететь.

Поэтому лидар оказалось несложно установить и на обычном самолёте, чтобы сканировать малоизученные участки нашей планеты – в помощь археологам. Современный лидар строит 3D-модель поверхности, и – что особенно здорово – проникает через растительность, создавая эффект «голой земли». Таким образом, археологи могут видеть структуры, полностью скрытые деревьями, кустарниками и травой. Это позволяет сэкономить много времени, которое обычно тратится на поиск перспективных мест для раскопок.

Использование лидаров в археологии уже принесло результаты. Так, возле реки Бивер в Оклахоме исследователи обнаружили ряд скрытых лесами и засыпанных оврагов, содержащих многочисленные скелеты бизонов. Более 10 тыс. лет назад этих бизонов загоняли в овраги и забивали древние охотники. Лидары оказали неоценимую помощь археологам и в других известных открытиях последних лет, таких как находка легендарного затерянного города Сьюдад-Бланка в джунглях Гондураса.

Несмотря на дороговизну лидаров, археологи всё чаще обращаются к этой перспективной технологии, совершившей настоящую революцию в археологической разведке.

Пишет американский физик: «Если бы Кинг-Конг существовал на самом деле, он никак не мог бы терроризировать Нью-Йорк. Наоборот, при первой же попытке шагнуть у него сломались бы ноги. Дело в том, что, если взять обезьяну и увеличить её пропорционально в десять раз, её вес при этом увеличится пропорционально объёму, т. е. в тысячу раз (10 х 10 х 10= 1000). Итак, обезьяна стала в тысячу раз тяжелее. Но её сила увеличилась пропорционально толщине костей и мускулов.