Новости антропологии
02.12.2016

Индейки 1,5 тыс. лет назад и сегодня

Команда американских учёных из Музея естественной истории имени Филда выяснила, что индейки были одомашнены уже 1,5 тыс. лет назад. В ходе работы археологи обнаружили на территории Оахаки - одного из штатов Мексики, скорлупу яиц индеек, которые использовались для ритуальных жертвоприношений.

Скорлупа яиц и кости индеек из Оахаки. Фото: Linda Nicholas, The Field Museum.

«Мы выяснили, что птицы, чьё мясо так любят во всём мире, были одомашнены примерно в 400-500 гг. нашей эры», - комментирует Гэри Фейнман (Gary Feinman), один из авторов исследования. С подробными результатами работы можно ознакомиться в Journal of Archaeological Science: Reports.

Учёные просканировали скорлупу пяти яиц с помощью электронного микроскопа и убедились, что яйца действительно принадлежали древним индейкам. Примечательно, что рядом со скорлупой археологи нашли кости взрослых индеек и птенцов. Вероятно, эти птицы были одомашнены племенами сапотеков, населявшими территорию Мексики в те времена. Кстати, индейки по-прежнему играют важную роль в жизни сапотеков,  живущих в Оахаке в настоящее время. Их используют в ритуалах, готовят к дням рождения, крестинам, свадьбам и религиозным фестивалям.

В первое тысячелетие нашей эры племена, заселявшие современную Мексику, разводили индеек ради мяса и яиц. В Мезоамерике, в отличие от Евразии, люди одомашнили очень мало животных. «Евразия располагала множеством источников мяса, но на территории Оахаки 1500 лет назад из домашних животных, годящихся в еду, были только  индейки и собаки», - пишут авторы работы. Древние птицы мало отличались от тех индеек, которых американцы ныне едят на день благодарения.

Если же говорить о шимпанзе, то следует отметить, что в отношении них эксперименты проводились лишь с несколь­кими десятками особей, имена которых все время повторяются в литературе и известны каждому, кто ознакомился с этой отраслью  знаний... Поэтому  весьма  трудно  представить,  чтобы среди именно этой столь небольшой группы можно было встре­тить особь с наибольшими из возможных способностями. Мо­жет быть, гений рода шимпанзе проживает где-либо в афри­канских зарослях, однако мы не знаем его, а он в примитив­ных условиях своего быта не имеет подходящего случая для того, чтобы обнаружить все свои способности.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 48-50.