Новости антропологии
02.12.2016

Индейки 1,5 тыс. лет назад и сегодня

Команда американских учёных из Музея естественной истории имени Филда выяснила, что индейки были одомашнены уже 1,5 тыс. лет назад. В ходе работы археологи обнаружили на территории Оахаки - одного из штатов Мексики, скорлупу яиц индеек, которые использовались для ритуальных жертвоприношений.

Скорлупа яиц и кости индеек из Оахаки. Фото: Linda Nicholas, The Field Museum.

«Мы выяснили, что птицы, чьё мясо так любят во всём мире, были одомашнены примерно в 400-500 гг. нашей эры», - комментирует Гэри Фейнман (Gary Feinman), один из авторов исследования. С подробными результатами работы можно ознакомиться в Journal of Archaeological Science: Reports.

Учёные просканировали скорлупу пяти яиц с помощью электронного микроскопа и убедились, что яйца действительно принадлежали древним индейкам. Примечательно, что рядом со скорлупой археологи нашли кости взрослых индеек и птенцов. Вероятно, эти птицы были одомашнены племенами сапотеков, населявшими территорию Мексики в те времена. Кстати, индейки по-прежнему играют важную роль в жизни сапотеков,  живущих в Оахаке в настоящее время. Их используют в ритуалах, готовят к дням рождения, крестинам, свадьбам и религиозным фестивалям.

В первое тысячелетие нашей эры племена, заселявшие современную Мексику, разводили индеек ради мяса и яиц. В Мезоамерике, в отличие от Евразии, люди одомашнили очень мало животных. «Евразия располагала множеством источников мяса, но на территории Оахаки 1500 лет назад из домашних животных, годящихся в еду, были только  индейки и собаки», - пишут авторы работы. Древние птицы мало отличались от тех индеек, которых американцы ныне едят на день благодарения.

"...в России наука не стоит на почве, на которой желательно было бы её видеть, что всюду примешиваются личные интересы, вопросы национальности отдельных личностей и т.д. К сожалению, прибавлю я, это всё верно не только в России, но и всюду. Самое лучшее, что "учёный" (т.е. такой, который действительно смотрит на науку, как на цель жизни, а не как на средство) может сделать, это идти вперёд своею дорогою, не обращая внимание на мнение толпы направо и налево! К сожалению, весьма многие из так называемых "учёных" относятся к науке, как к дойной корове, которая обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что делает из учёных – ремесленников и иногда даже просто шарлатанов. В таком случае научная истина – дело второстепенной важности для таких господ (а их, к сожалению, много, наука, приносящая им больше грошей, – самая привлекательная; им приходится ухаживать за толпою и её вкусами..."  Н.Н. Миклухо-Маклай, 1881 г.