Новости антропологии
17.12.2016

Кладбище домашних животных в Древнем Египте

Известно, что древние египтяне содержали самых разных домашних питомцев - от кошек и собак до бегемотов и соколов. Многих любимцев хоронили вместе с хозяевами или мумифицировали. Причём иногда мумифицировали в «промышленных масштабах», а затем продавали их паломникам, которые подносили зверюшек богам. В 2015 году в подземелье храма Анубиса в Саккаре археологи обнаружили более 8 млн мумифицированных животных, главным образом молодых собак. Но недавняя находка на территории Египта заставила польских археологов удивиться: они нашли настоящее кладбище домашних животных.

Останки животных, найденные в Беренике. Фото: Antiquity/Marta Osypi?ska

Кладбище было обнаружено, когда учёные исследовали мусорные кучи в городе Береника, расположенном между Нилом и Красным морем на востоке страны. С деталями исследования можно ознакомиться в научном журнале Antiquity.

Кладбище функционировало примерно 2 тыс. лет назад (в 100-200 гг. н.э.), когда Римская Империя стала контролировать регион и влиять на его культуру. На кладбище археологи обнаружили около 100 скелетов. 86 из них были кошачьи, 9 принадлежали собакам и 2 оказались обезьяньими. Судя по скелетам, о животных хорошо заботились хозяева; питомцы были похоронены с любовью, а не просто выброшены в мусорную кучу. В последний путь некоторые питомцы отправились при наряде: так, у двух кошек на шее красовались ожерелья из скорлупы яиц страусов, на трёх других кошек и верветку были надеты декоративные железные ошейники.

По словам исследователей, для Береники характерны своеобразные культурные традиции, отличные от практиковавшихся при захоронении животных в долине Нила. Так, животные на кладбище не были мумифицированы, и их тела погребены отдельно, а не вместе со своими хозяевами.

Береника находилась почти на краю света, жители города вынуждены были доставлять важные продукты питания из сельскохозяйственных областей за сотни миль. Несмотря на столь суровые условия жизни, эти люди находили время и силы, чтобы заботиться о своих домашних любимцах.

"...в России наука не стоит на почве, на которой желательно было бы её видеть, что всюду примешиваются личные интересы, вопросы национальности отдельных личностей и т.д. К сожалению, прибавлю я, это всё верно не только в России, но и всюду. Самое лучшее, что "учёный" (т.е. такой, который действительно смотрит на науку, как на цель жизни, а не как на средство) может сделать, это идти вперёд своею дорогою, не обращая внимание на мнение толпы направо и налево! К сожалению, весьма многие из так называемых "учёных" относятся к науке, как к дойной корове, которая обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что делает из учёных – ремесленников и иногда даже просто шарлатанов. В таком случае научная истина – дело второстепенной важности для таких господ (а их, к сожалению, много, наука, приносящая им больше грошей, – самая привлекательная; им приходится ухаживать за толпою и её вкусами..."  Н.Н. Миклухо-Маклай, 1881 г.