Новости антропологии
02.03.2017
Автор: Юлия Попова

Жадеитовый кулон с надписями найден в гробнице майя

Археологи, изучающие культуру майя, сделали неожиданное открытие. В древнем городище Ним-Ли-Пунит, что в Белизе (Центральная Америка), обнаружен крупный кулон из жадеита, который, предположительно, использовался правителями майя в религиозных обрядах. Необычность находки заключается в том, что она была сделана в месте, далёком от центра древней цивилизации. Что еще известно о небольшом, но важном открытии — в материале ANTROPOGENEZ.RU.

Жадитовый кулон с 30 иероглифами. Фото из обсуждаемой статьи.

Ним-Ли-Пунит расположен в непосредственной близости от гор Майя. Здесь много попугаев и ещё больше дождей, но знаменит район не этим. Древнее поселение Ним-Ли-Пунит, располагавшееся здесь примерно в 150 — 850 гг. н.э., было классическим городом цивилизации майя,  построенным по типичной схеме. Объекты в городе располагались в соответствии с представлениями майя об устройстве вселенной. В центре стоял царский дворец, олицетворяющий ядро мироздания. На севере были установлены все погребальные и религиозные сооружения, которые представляли собой небесный мир. Посредником между мирами служило поле для ритуальной игры в мяч. Учёные не могут точно восстановить правила игры, но, вероятнее всего, она напоминала волейбол без сетки: участники должны были удержать мяч в воздухе. Как и любая другая, эта игра была, в первую очередь, развлечением, хотя использовалась и в религиозных обрядах. Тяжёлые мячи (до 4 и более кг) делали игру довольно опасной: принимавшие участие могли получать серьезные травмы.

Город был найден археологами в 1976 году. На одной из обнаруженных стел учёные заметили человека в странной шляпе, поэтому город назвали «Ним-Ли-Пунит», что в переводе с языка майя-кекчи означает «большая шляпа». Исследователи полагают, что в древности город был столицей царства Вакам. В Ним-Ли-Пуните в период расцвета проживало 5-7 тысяч человек.

Итак, при раскопках дворца в Ним-Ли-Пуните, датируемого примерно 400 годом нашей эры, археологи нашли  нетронутую гробницу (около 800 г. дворец перестраивался, к этому времени относится и погребение). В гробнице находилось 25 керамических сосудов, резная ваза с изображением божества и кусок кремня необычной зубчатой формы. Самым странным оказалось почти полное отсутствие в гробнице человеческих останков, за исключением нескольких зубов. Зато нашлась драгоценная жадеитовая подвеска, крайне заинтересовавшая учёных.

Кулон повелителя ветров

Драгоценность из Белиза (шириной в 19 сантиметров, а толщиной всего лишь сантиметр) имеет Т-образную форму и, что самое важное, надпись — на других подобных украшениях никаких посланий нет. На одной стороне кулона вырезан текст из 30 иероглифических блоков, а на другой — знак, который символизирует «ветер, дыхание». Ветер в культуре майя играл особенную роль. Он приносил муссонные дожди, которые делали почву на территории государства плодородной. В благодарность царь, руководствуясь священным календарём, должен был проводить специальные обряды с развеиванием благовоний, во время которых и надевался кулон ветра. Иероглифы на обратной стороне (которые на данный момент расшифрованы не до конца) и изображения на стелах подтверждают этот вывод. На самом амулете написана биография правителя по имени Ханааб Ол Кинич, для которого был изготовлен этот кулон, впервые использованный в обряде в 672 г.

На барельефах, украшающих стелы в Ним-Ли-Пуните, можно увидеть других правителей, которые с тем же амулетом на груди заклинали ветер в 721 и 731 гг. Таким образом, становится понятным, что найденный кулон был весьма ценным магическим предметом. Именно поэтому его размещение в гробнице без тела довольно загадочно. Руководитель группы, Джеффри Брасвелл, предполагает, что всё захоронение могло быть подарком для бога ветра. В это же время начинается период упадка цивилизации майя.

Перед коллапсом

Интересен вопрос о том, как кулон попал в Ним-Ли-Пунит. На самом украшении сказано, что родители Ханааба Ол Кинича были не местные, а происходили из гораздо более могущественного царства К’анту. Учёные предполагают, что правитель переехал туда, чтобы стать основоположником новой династии. Не исключено, что изучение кулона откроет исследователям неизвестные политические тенденции цивилизации майя в период перед упадком. Возможно, древнее государство стремилось к объединению, поэтому правители переезжали из города в город.

Статьи, посвящённые удивительной находке, были опубликованы в двух журналах. В Journal of Field Archaeology исследователи рассказали о ходе своих раскопок, а в  Cambridge University journal — об их значении. Проект будет продолжен весной 2017 года.

Впервые термин "эволюция" употребил английский богослов, юрист и финансист  Мэтью Хэйл в 1677 году, объединив индивидуальное и историческое развитие организмов. В научный оборот термин "эволюция" ввел в 1762 году Шарль Боннэ.

В современном смысле термин “эволюция” впервые использовал Герберт Спенсер в 1852 году.  Чарльз Дарвин применял термин “эволюция” редко, предпочитая более традиционное выражение “трансмутация видов”.