English Deutsch
Новости
Новости антропологии
03.03.2017
Автор: С. Дробышевский

Линчинцы – поздние эректусы с огромными мозгами?

Любой антрополог, перебирая косточки предков, иной раз взгрустнёт. И есть отчего. Красивые черепные коробки попадают в руки учёных не так уж часто. Конечно, за все годы находок сделаны сотни, а с учётом зубов и запчастей – и вовсе тысячи, но ведь это за двести лет раскопок и поисков, не каждый год приносит сенсации. А живём мы в двадцать первом веке, когда всё меняется стремительно. Модели телефонов устаревают, едва попав на прилавок, вчерашние кумиры эстрады сегодня выглядят динозаврами, а про звёздный оскароносный фильм фанаты забывают максимум через год. И антропологи бывают подвержены всеобщей суетности.

Череп Сучан 1. Иллюстрация из обсуждаемой статьи.

Череп Сучан 2. Иллюстрация из обсуждаемой статьи.

Холодным разумом-то понятно, что черепа – не капустные кочаны на грядке, сами из земли не растут, и что каждая находка – вещь не то что на века, а на тысячелетия и миллионолетия. Однако и самому неторопливому антропологу надоедает разглядывать кости, отрытые десятки лет назад. Да и по грантам отчитываться надо (у кого они есть, конечно), а их за достижения Дюбуа и Вейденрейха вряд ли продлят.

Но не всё так печально. Есть, есть ещё в земных недрах скрытые сокровища – красивые и очень древние черепа. И, кто бы сомневался, самые лучшие обнаруживаются в Китае. Славная провинция Хэнань уже не раз радовала антропологов останками предков. Но нынешнее открытие затмило всё предыдущее. В местонахождении Линчин в округе Сучан в 15 км от города Сучан ещё в 2007 году были найдены фрагменты черепного свода. Но, как уже говорилось, красивые черепа попадаются редко, так что удовольствие надо было растянуть подольше. Посему раскопки продолжались до 2014 года, а ныне пришло, наконец, время и для публикации.

Слой 11, сформировавшийся 105-125 тысяч лет назад, сохранил целую кучу костяных фрагментов. Часть из них принадлежала когда-то лошадям, шерстистым носорогам, быкам, дзеренам, большерогим и благородным оленям. А самые лучшие кусочки сложились в полторы черепные коробки. Одна – Сучан 1 – сохранилась вполне неплохо, от другой – Сучан 2 –  осталась лишь задняя часть. Чтобы этого не показалось мало, нашлись ещё три кусочка сводов, обозначенные как Сучан 3, 4 и 5. Всё это было щедро сдобрено кварцевыми и вроде бы даже костяными орудиями.

Как часто бывает, поначалу исследователи погорячились и на радостях громогласно заявили на весь мир, что нашли древнейших сапиенсов. Но десяток лет медитации над трёхмерным паззлом благотворно остудил пылкое воображение. Результат качественного исследования, как обычно, превзошёл ожидания и оказался гораздо более впечатляющим, чем очередная байка "мы нашли первого человека".

Черепа из Линчин очень своеобразны. На первый взгляд, они больше всего похожи на черепа архантропов: вытянутые, приплюснутые, расширенные у основания, с низким покатым лбом, сильным заглазничным сужением, классической бирзоидной формы.

Но датировка Линчин отнюдь не подходит для эректусов. Поэтому смотрим внимательнее. На второй взгляд становятся заметны продвинутые черты: надбровье не такое уж мощное, набровные валики довольно таки тонкие, затылок округлый, без чрезмерного рельефа.

Впрочем, всё это не делает людей из Линчин сапиенсами. Поэтому приглядываемся ещё пристальнее: над слабым наружным затылочным бугром красуется надинионная ямка – специфический признак неандертальцев, чешуя височной кости низкая, вытянутая и спрямлённая по верхнему краю, опять же как у неандертальцев, внутреннее ухо тоже похоже на неандертальское и вариант китайского Суйзцияо 15 (передний полукружный канал уменьшен, а латеральный поднят относительно заднего). Радует, что в числе авторов исследования есть Эрик Тринкаус – величайший знаток неандертальцев, так что именно неандертальскость этих признаков почти гарантирована. Впрочем, никакого намёка на неандертальский "шиньон" нет.

Более того: наибольшая ширина черепа Сучан 1 зашкаливает за все разумные пределы, просто катастрофическая, превосходящая максимальные размеры всех возможных людей – древних и современных. Тут, конечно, закрадывается сомнение – не в кривой ли реконструкции дело? Но с виду запчасти склеены вполне складно, даже если череп и был поуже, то ненамного. Да и у Сучан 2 ширина, хоть и более скромная, но тоже очень большая по современным меркам. Между прочим, большая ширина черепа опять же можно считать неандертальской чертой. Наконец, размер мозга Сучан 1 был порядка 1800 см3 – очень большая, хотя и не рекордная, величина и для древних гоминид, и для современного человека.

Так что же получается в сумме?

Как бы эректус с ослабленным надбровьем, височными костями неандертальца, неандертальско-сапиентным затылком, с очень широкой головой и огромными мозгами. При этом люди из Линчин не похожи на ранее известных азиатских гоминид более-менее сопоставимой древности из Мапы, Дали, Чинньюшаня, Салхита. Ещё меньше они похожи на яванских нгандонгцев. Неспроста в многомерных анализах они выпадают за область распределения прочих гоминид или оказываются на самом его краю.

Ясно, что первое приходящее в голову – вот он, денисовец! Странно даже, что в оригинальном описании про это не сказано ни слова. В дополнительных материалах денисовцам посвящёны абзац и ещё одна фраза, суть которых в том, что сопоставить с денисовцами линчинцев никак нельзя, ибо на Алтае – фаланга и зубы, а в Китае – черепа. Так что и впрямь – версию о денисовскости линчинцев пока лучше попридержать.

Впрочем, в популярном обзоре Энн Гиббонс в Science эта мысль даже вынесена в заголовок. Статья называется "Древние черепа могли принадлежать таинственным людям ? денисовцам".

Что же творилось в плейстоценовом Китае? Авторы описания считают, что особенности линчинцев свидетельствуют о прогрессивной и бурной энцефализации (вспомним и костяные орудия – прогрессивную технику для того времени), а также о миграциях неандертальцев далеко на восток, где они смешивались с местными гражданами, производя на свет странных потомков с мозаикой черт. Может, и большие мозги – результат гетерозиса?

Ясно, что разнообразие людей в плейстоцене было рекордное. Неандертальцы, денисовцы, хоббиты, нгандонгцы, протосапиенсы, малопонятные калаосцы и нармадцы, теперь вот ещё и линчинцы. Куда нонешнему человечеству с его расами!

Что ж, Хэнань велика, китайцы трудолюбивы. Чем дальше в будущее, тем интереснее наше прошлое!


Источник: 



Интересно

В неволе некоторые шимпанзе обнару­живают такие способности к подражанию, которые удовлетворяют даже строгим кри­териям Торпа. Классическим примером мо­жет служить поведение Вики, которая поджимала губы, что не входит во врожденный поведенческий репертуар шимпанзе, чтобы намазать их губной помадой. А в рамки более широкого определе­ния подражания, предложенного Кёлером, вписываются такие сложные формы пове­дения у выросших в человеческой семье шимпанзе, как шитье, откупоривание буты­лок, разливание напитков и рытье земли лопатой, т. е. многие из обычных действий, которые человек производит у себя дома.

Catalog gominid Antropogenez.RU