Новости антропологии
01.04.2018
Автор: А. Соколов

Понюхайте неандертальца! Новая эра реконструкции

Методы реконструкции внешности древних людей стремительно совершенствуются. Благодаря усилиям палеогенетиков некогда блеклые гипсовые головы неандертальцев обрели цвет – мы узнали об их светлой веснушчатой коже и огненно-рыжих волосах. Мастера таксидермии соревнуются в наращивании реализма – их великолепные скульптуры вот-вот оживут. Однако картина остаётся неполной, поскольку внешне правдоподобные изображения стерильны – они не пахнут. Известно, что не менее 36% информации человек получает по запаховому каналу, причём запахи действуют на нас мгновенно, помимо нашей воли (вспомните про пресловутые феромоны). Сможем ли мы когда-нибудь не только увидеть, но и почувствовать запах наших пращуров?

Международной группе генетиков во главе с Самуэлем Уитгландом впервые удалось создать реалистичную запаховую реконструкцию пещерного человека. Специалисты изучили микроостатки грязи, прилипшей к древним орудиям, найденным на нескольких европейских стоянках среднего палеолита, а, кроме того, проанализировали те участки неандертальской ДНК, которые отвечают за работу потовых желёз. Выяснилось, что, в отличие от современного человека, на кожных покровах неандертальцев преобладали не эккриновые, а апокриновые потовые железы, производящие густой пот с весьма специфическим запахом. Биохимикам из Дрезденской лаборатории удалось получить молекулярную формулу неандертальского пота и даже синтезировать несколько граммов жидкости. Как сообщают очевидцы (или, точнее было бы сказать, ноздренюхцы), запах не для слабонервных – с непривычки вдыхание неандертальского амбрэ может вызвать серьёзный стресс. Хотя сам запах не кажется таким уж неприятным, испытуемые, которых задействовали в проекте, назвали его «тошнотворным» и даже «мерзким». Быть может, действует генетическая запаховая память - древний инстинкт сохранил в наших генах воспоминание о далёкой войне между двумя видами, в которой не брали пленных…

Несмотря на неоднозначную реакцию добровольцев, авторы исследования планируют уже в ближайшем будущем добавить неандертальским реконструкциям в музеях Европы реализма, «надушив их» полученным составом. Таким что образ древнего троглодита наконец обретёт законченность. Но не отпугнёт ли это посетителей музеев? Вариант – использовать экспозиции под открытым небом, где у посетителей будет возможность в любой момент отдышаться в сторонке. К тому же руководство открытых выставок, на которых нередко бесплатный вход, утверждает, что местную публику никаким запахом не напугаешь.

S. Weetgland, S. Tench, et al. Smells like Neanderthal spirit // Genetic Aroma Reserches, vol. 555, pp. 652–656 (01 April 2018).

ВНИМАНИЕ! НОВОСТЬ ОПУБЛИКОВАНА 1 АПРЕЛЯ.

Когда [шимпанзе] Рафаэль не проявлял большого интереса к пище, то в качестве «награды» использовали живую кошку, помещенную в ящик и выскакиваю­щую из него каждый раз после того, как крышка открывалась. Это был для шимпанзе очень сильный раздражитель.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 141.