English Deutsch
Новости
Новости антропологии
01.11.2019
Автор: А. Соколов

Люди из пещеры Кесем поклонялись лебедю?

На костях крыльев лебедя и ворона из израильской пещеры Кесем найдены следы, которые остаются, когда от крыла отделяют перья. Зачем понадобились перья людям, жившим в пещере более 200 тыс. лет назад?

A) Повреждения на кости крыла лебедя из пещеры Кесем. В) Повреждения на плечевой кости голубя из пещеры Кесем

Эксперимент по разделке птицы кремневыми отщепами

Населявшие Кесем гоминины ели крыс и землероек, охотились и на птиц. Авторы новой статьи в «Journal of Human Evolution» полагают, что птиц добывали не только в кулинарных целях.

Сам факт охоты на небольших животных заставляет задуматься. Зачем напрягаться, если рядом пасутся олени? Мелкие млекопитающие, а тем более птицы – шустрые, замучаешься бегать за ними, а мяса в них чуть-чуть. Конечно, если речь идёт о медлительных черепахах – тут выгоды очевидны. Поймать несложно, мясо вкусное. Но зачем пытаться поймать птицу? Тем не менее, судя по всему, люди уже очень давно добывали пернатых – быть может, каких-нибудь больных, а то и дохлых птичек – мы этого, конечно, не знаем. Факт, что древнейшей находке кости птицы со следами орудий – более миллиона лет (в испанской пещере Сима дель Элефанто). Есть и другие находки такого рода, правда до среднего палеолита очень редкие.

Относительно недавно археологи предположили, что неандертальцы могли украшать себя птичьими перьями и когтями. Откуда такие выводы? Например, на основании находок в итальянской пещере Фумане. В 2011 году здесь обнаружили множество костей птиц со следами, оставшимися, вероятно, при отделении перьев от крыла. Возраст находок – 43 тыс. лет [ссылка].

В новой публикации речь о гораздо более древних событиях. В популярных статьях даже говорят про 420 тыс. лет. На самом деле пещеру Кесем, находящуюся в 10 км от Тель-Авива, люди населяли от 420 до 200 тыс. лет назад, и возраст находок попадает куда-то в этот диапазон. Что мы знаем про людей, обитавших в Кесеме? Судя по строению зубов, это были не эректусы, не классические неандертальцы. Авторы исследования смело называют их «ранними сапиенсами», хотя кроме зубов, других человеческих останков в Кесеме не найдено. Пещера исследуется много лет. Здесь и каменные орудия, и следы искусственного огня, и кости животных, и даже остатки использованных в пищу растений. Первоначально пещера была вместительной  – 12 метров в высоту – но постепенно заполнилась отложениями, не без участия человека, и была покинута обитателями. Последние жильцы едва могли в ней встать в полный рост.

В раскопках 2006 - 2012 года археологи обнаружили останки птиц, относящиеся к 14 видам. Много костей ворон и голубей, а также перепелов и скворцов. Но особенное внимание привлекла единственная кость крыла лебедя – пястно-запястная, или «пряжка». Лебеди на территории Леванта – редкие гости, это какие-то залётные мигранты, движущиеся зимой на юг. Правда, 300 тыс. лет назад климат был более влажным, и рядом, возможно, находился водоём.

Важно, что  кости этой части крыла у птиц лишены мяса,  покрыты только кожей и перьями, причём в этих местах перья особенно длинные и красивые. И именно на этой кости (и ещё на 3-х других) специалисты обнаружили следы орудий. На крыле лебедя следов особенно много – целых 39.

Чтобы лучше разобраться в том, как могли появиться такие отметины, археологи провели эксперименты – разделали с помощью кремневых отцепов 4 тушки грифов (надо полагать, эти грифы достались археологам уже мертвыми). Оказалось, что очень похожие следы остаются на крыльях при отделении маховых перьев.

Конечно, птиц могли добывать с разными целями. Как раз в этот период в Леванте исчезают слоны и другие крупные животные. Голуби – хорошая добыча, они гнездятся большими группами и быстро размножаются. Найденные кости голубей принадлежали невзрослым особям, что намекает на способ охоты: птенцов несложно поймать голыми руками. Да и взрослую птицу можно схватить, подкравшись ночью, когда она плохо видит. Этнографы сообщают о множестве способов охоты на птиц, начиная от сетей и ловушек, заканчивая нанесением клеящего состава на ветви деревьев. Конечно, стрел и соколиной охоты 300 тыс. лет назад ещё не изобрели.

Однако примечательно, что у лебедя и ворона характерные следы найдены именно на костях крыльев. К сожалению, археологи не нашли фрагментов скелета этих птиц, относящихся к «мясистым» частям – например, бедренных костей. Поэтому непонятно, использовалась ли добыча в пищу. Но следы на костях, практически не содержащих мяса, намекают на некие «непищевые» задачи.

Если не в утилитарных, то в каких целях могли добывать птиц? Мы знаем, что у современных традиционных сообществ, например, американских индейцев, перья использовались для головных уборов, в качестве украшений, как оперение для стрел. Перья могли составлять часть религиозного или охотничьего ритуала. Часть статьи посвящена рассуждениям о том, что древние охотники могли наделять птиц сверхъестественными способностями, считать их связующим звеном между землёй и небом, пытаться перевоплощаться в них, вместе с перьями получать часть их силы и так далее.

«Кесем может представлять собой этап культурной эволюции, на котором сформировались сложные отношения людей с целым рядом животных», - утверждает профессор Рон Баркай из Тель-Авивского университета.-  «Это было частью их отношений с животными. И лебедь, и ворон имеют особое значение в обществе по сей день . Нет никаких оснований полагать, что в прошлом у них не было особого значения, кроме  пищевого», - рассказывает он изданию Haaretz.

Исследователь упоминает об племени индейцев из Луизианы, называющих себя «Люди Совы». Они поклоняются совам, могут двигаться как совы в особом танце, у них даже деревня в форме совы. Может быть, обитатели Кесема подобным образом поклонялись лебедю или ворону? Может, их ритуалы были связаны с измененным состоянием сознания, когда шаман, украшенный перьями, перевоплощался в лебедя?

На основании нескольких птичьих костей можно нафантазировать очень много.

Источники: 



Интересно

Иезуит Акоста, живший в Южной Америке, был удивлён, обнаружив животных, обитающих только в этой части света, в то время как все они должны были быть с горы Арарат. Это особенно удивительно в случае с ленивцем, который столь медли­телен в своих проявлениях, что вряд ли смог бы достичь Южной Америки за то время, которое прошло после потопа. Конечно, моряки могли завезти разных необычных животных из Старого света, но достопочтенный Отец так не думал, в частности в случае с ужас­ной акацией, обладающей невыносимым запахом.

Catalog gominid Antropogenez.RU