Ребенок из Таунга не был твердолобым...
Чем больше антропологи смотрят на старые находки, тем больше интересного видят. Ныне взгляд обратился на дартовского "
бэби из Таунга" – классический череп детёныша австралопитека, первый в великолепном ряду последующих открытий. Кажется, за предыдущие без малого 90 лет про Таунга выяснили всё что можно, вплоть до причин его гибели (бедняжку заклевал злой орёл).
И вот теперь международная (какая же ещё в век глобализации?) группа исследователей заострила своё внимание на наличии следов метопического шва на эндокранеГипсовый или другой слепок внутренней полости черепной коробки. Благодаря сохранности отпечатка борозд, извилин и крупных сосудов эндокран используется для реконструкции некоторых особенностей мышления древних людей и строения их органов чувств. – естественном слепке мозга – Таунга. Метопический шов – это шов между двумя половинками лобной кости. То есть лобная кость у ребёнка вообще-то изначально парная, но правая и левая части обычно срастаются примерно к двум годам. Однако же, следы шва, а то и он весь регулярно остаются незарощенными. Этот факт всегда обращал на себя внимание антропологов, но в палеоантропологическом аспекте им занимались мало, обычно просто констатируя случаи сохранения шва на взрослых черепах.
В нынешнем же исследовании учёные сравнили частоту незаращения шва у шимпанзе, ископаемых гоминид и современных людей. Выяснилось, что у обезьян метопический шов закрывается почти у всех детёнышей к моменту прорезывания второго молочного моляраКоренной зуб. К молярам относятся задние зубы верхней и нижней челюсти, служащие для пережёвывания пищи., а ко времени прорезывания третьего постоянного у всех поголовно особей исчезают даже его следы. У современных же людей, хотя между первым и вторым молочными молярами частота наличия шва резко падает, частенько шов или его следы остаются на всю жизнь.
У ископаемых гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников. картина тоже весьма показательна. Среди массивных австралопитеков – южно- и восточноафриканских – не известно ни одного случая сохранения хотя бы следов шва. А вот среди грацильных австралопитеков, "ранних Homo", эректусов и неандертальцев частота шва или его следов весьма высока, видимо, не меньше, чем среди современных людей.
Авторы статьи предположили три причины такой ситуации.
Во-первых, шов мог сохраняться для облегчения родов большоеголовых детёнышей прямоходящими самками. Правда, остаётся неясным, зачем тогда шву быть открытым многие годы после этого радостного события? И почему тогда парантропы остались в стороне от прогресса? Мозгов у них было примерно столько же, что и у грацильных австралопитеков, а челюсти – крупнее. Во-вторых, долгое сохранение шва после родов могло способствовать росту мозга у детёныша. Наконец, в-третьих, оно может отражать прогрессивную перестройку новой коры головного мозга, в особенности лобной доли – самой прогрессивной, отвечающей за мышление как таковое. Очевидно, все эти причины взаимосвязаны и, скорее всего, действовали одновременно. В этом свете логично, что шимпанзе и парантропы рано обретают "твердолобость" – жевательные мышцы для них важнее интеллекта.
Красиво, хотя моя ехидная память подсказывает одно маленькое НО.
Помнится, в 1995 году один из авторов нынешней статьи – Дин Фальк, известная своими исследованиями ископаемых эндокранов, в составе авторитетного авторского коллектива доказывала, что "бэби из Таунга" с наибольшей вероятностью – детёныш не африканского австралопитека, а парантропа. Уникальная закавыка систематики, если учесть, что "бэби" – голотипТиповой экземпляр биологического вида. В палеонтологии - эталонная находка, окаменелость, по которой описан ископаемый вид. Australopithecus africanus! Впрочем, может, среди парантропов были свои прогрессивные представители. С другой стороны, он же погиб ребёнком, явно не оставив своих продвинутых генов в потомстве; крючковатые когти орла пресекли прогресс парантропов... Родители-то были ещё не прогрессивные, не отмахались от грозной птицы, не уберегли драгоценное чадо! Приятно сознавать, что наши предки, обогащённые позднесрастающимся метопическим швом, оказались смышлёнее и прогрессивнее. Не то эту статью писал бы этакий клацающий челюстями "щелкунчик"-постпарантроп. Однако, повторим великую истину: палеонтология не терпит сослагательного наклонения...
Источники:
- Falk D., Zollikofer Ch.P.E., Morimoto N. et Ponce de Le?n M.S. Metopic suture of Taung (Australopithecus africanus) and its implications for hominin brain evolution // PNAS, 2012.
- Falk D., Gage T.B., Dudek B. et Olson T.R. Did more than one species of hominid coexist before 3.0 Ma?: Evidence from blood and teeth // Journal of Human Evolution, 1995, V. 29, №6, pp.591-600.
- Berger, L.R. et Clarke R.J. Eagle involvement of the Taung child fauna // Journal of Human Evolution, 1995, V.29, pp.275-299.
См. также: