Новости антропологии
02.11.2015
Автор: А. Соколов

Цветы в пещере Шанидар. Кто виноват — Человек или пчёлы?

Как вы думаете, какие останки живых организмов встречаются почти в любой осадочной породе? Трилобиты? Зубы динозавров? Правильный ответ - споры и пыльца! Они есть там, где нет ни костей, ни зубов, ни археологии - ничего. Растения производят пыльцу в огромном количестве, а ветер разносит на многие километры; пыльца стойка к разрушению и может храниться в земле миллионы лет. А еще здорово, что споры и пыльцу различных видов растений – под микроскопом, конечно – можно отличить друг от друга. Поэтому палинолог – специалист по спорам и пыльце – может очень помочь археологам, антропологам, геологам.

Подготовка погребения Шанидар IV (реконструкция). Источник: http://www.donsmaps.com/ clancave.html

Погребение Шанидар IV. Источник: Leroi-Gourhan 1975, p. 562.

Схема пещеры. Прямая линия - горизонтальный профиль, из которого брались образцы. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Вход в пещеру Шанидар. Фото из обсуждаемой статьи

Вот такие цветы растут вблизи пещеры Шанидар. Фото из обсуждаемой статьи

Разработаны специальные шкалы, показывающие, в какой последовательности различные виды растений сменяли друг друга с течением времени в той или иной местности.  С их помощью можно определять возраст осадочной породы. По составу ископаемой пыльцы или спор можно реконструировать палеоэкологию – какие здесь когда-то были климат и ландшафт. Спорово-пыльцевой анализ позволяет также судить о хозяйственной деятельности человека… и получать весьма неожиданные результаты!

Наверное, самая известная история на тему «неандертальцы + пыльца» – это «цветы на могиле из пещеры Шанидар».

Пещера Шанидар в Ираке раскапывается с 1953 года, здесь найдены останки десяти неандертальцев — семи взрослых и трёх детей. Предполагается, что это намеренное погребение. Возраст останков — 60 тысяч лет.

Уникальный аспект — наличие в одной из могил большого количества цветочной пыльцы. Эта особенность была обнаружена в 1972 году французским палинологом Арлетт Леруа-Гуран, которая изучала образцы грунта из погребения Шанидар IV.  Большинство образцов содержали один и тот же набор пыльцы, характерный для этой местности. Однако 2 образца резко выделялись — в них оказалось множество скоплений пыльцы, не менее чем по 100 пыльцевых зёрен в каждом. Такое бывает, если в почву попадают целые цветки. Пыльца, образовавшая скопления, относилась к 7 видам растений — эти цветы и сейчас растут в Ираке.

Могли ли они случайно попасть в пещеру? — задался вопросом  археолог Ральф Солецки. Могила находилась в 15 метрах от входа. Ни деятельность птиц или грызунов, ни окаменевшие фекалии, по мнению археолога, не могли создать такую картину. В одном из образцов, помимо того, найдено крыло насекомого, возможно, бабочки. Не на могильные цветы ли она прилетела? Солецки интерпретировал находку как часть «эстетического погребального ритуала»: возложение трогательных букетиков на могилу усопшего товарища, либо подстилка из цветов и веток деревьев, на которую уложили покойника. Однако позже исследователи обратили внимание на фармакологические свойства растений, найденных в Шанидаре (впрочем, в 1975 году медицинскую версию высказал и сам Солецки).

В статье 1991 г. Ян Лиетава подробно рассматривает этот вопрос. Вот растения, чья пыльца попала в могилу: тысячелистник, василёк летний, крестовник, мускари, хвойник безлистный, алтей. Все эти растения известны своими лекарственными свойствами и давно используются в народной медицине.

Знание трав помогло бы врачевателю каменного века залечивать раны, которые были частыми у неандертальцев. Итак, вполне возможно, что выбор данных растений обусловлен не эстетическим чувством, а их лечебными свойствами. Правда, почему лекарственные растения оказались в могиле? Неандертальцы лечили покойника? Все-таки без привлечения ритуала объяснение повисает в воздухе…

В течение ряда лет с тех пор раскопки в Шанидаре было невозможно вести. Угадайте, почему? Потому что это Ирак, детка. Наконец, специалисты снова получили доступ в пещеру. Новая статья в журнале Review of Palaeobotany and Palynology представляет первые результаты палинологических исследований в Шанидаре.

Пыльца может попадать в пещеры самыми разными способами. Ее может заносить ветром, водными потоками либо водой, просачивающейся с поверхности; животными – на их телах, с пищей, или с экскрементами. Пыльца многих цветковых растений переносится насекомыми-опылителями.  В конце концов, пыльцу может заносить и человек. Каждый из источников отличается определенным характером распределения пыльцы в пещере: например, количество пыльцы, заносимой ветром, уменьшается по мере удаления от входа; скопления цветочной пыльцы могут образовываться там, где когда-то было пчелиное гнездо.

В настоящее время в окрестностях пещеры Шанидар растут лиственные деревья, разнообразные травы,  дикие злаки. Лето здесь засушливое, а зимой много осадков.

До самого недавнего времени, зиму в пещере коротали местные жители – курды, вместе со своим скотом. Курды соорудили в пещере временные жилища, загоны для животных. Позже пещера перешла в ведение местной Службы древностей, и стала популярной среди туристов.

В апреле 2014 года ученые взялись изучить современный состав пыльцы, скапливающейся в пещере. С этой целью они собрали образцы грунта с пола пещеры и окружающей ее местности. Пробы были взяты из горизонтальных профилей  вдоль и поперек пещеры, по ее периметру, а также из отдельно выбранных точек,  в том числе из помета животных. Кроме того, образцы брались из других пещер в окрестностях Шанидара.

В опубликованной статье авторы анализируют образцы только из одного профиля – вдоль пещеры (от задней ее части к входу).

После непростой процедуры подготовки проб, с помощью оптического микроскопа исследователи определили количество и состав пыльцы в 12 образцах.

Что получилось?

В каждом образце присутствует от 120 до 500 пыльцевых зерен. При этом преобладают травянистые растения, затем идут деревья и кустарники. Состав растений весьма разнообразен – более 50 видов! Впрочем, значительная их часть – это единичные находки, и лишь немногие представлены во всех образцах. Прежде всего, это дуб, розовые, сложноцветные, злаки, латуковые и гвоздичные. Те же растения  встречаются и вне пещеры, т.е. состав пыльцы в пещере отражает общую картину в данной местности.

Значительное количество пыльцы культурных злаков в пещере может быть результатом деятельности местных жителей.

Что касается цветковых, опыляемых насекомыми, то  концентрация их пыльцы внутри пещеры выше, чем снаружи. Может быть, пыльцу в пещеру заносили пчелы? – предполагают авторы. В одном образце  цветочной пыльцы оказалось очень много  – возможно, в этом месте раньше находилось пчелиное гнездо.

Но вернемся к нашим неандертальцам.  Как вы помните, 40 лет назад исследователи доказывали, что пыльца в могиле осталась от цветков, принесенных в пещеру людьми. Однако в современных поверхностных пробах из пещеры есть все те же виды растений, что и в старом исследовании Шанидара (за исключением алтея). При этом значительная часть пыльцы сложноцветных найдена в скоплениях по 2-5 зерен. Из этого авторы новой статьи делают вывод, что и кластеры, найденные Леруа-Гуран, могли образоваться естественным путем – не люди причина, а пчелы… Увы!

Статья заканчивается на нейтральной ноте:  дальнейшее изучение состава пыльцы в пещере и за ее пределами поможет точнее реконструировать древнюю экосистему Шанидара…

Что же, про трогательные букетики на могиле неандертальца придется забыть?

Однако!

Что-то мне подсказывает, что 2-5 пыльцевых зерен (как в современных пробах) и более 100 (как у Леруа-Гуран)  – это, как говорится, две большие разницы. Мы попросили прокомментировать это исследование специалиста-палинолога, к.б.н., старшего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН Наталию Рудую. Вот ее комментарий:

«Авторы статьи 2015 г провели исследование методически правильно, но его результаты никак не опровергают утверждения Солецки 1975 года. Тогда, насколько я понимаю, были найдены  целые пыльники с большим количеством кластеризированной пыльцы, по 100 зерен. Пчелы столько не унесут!

Конечно, и в наших алтайских пещерах всегда астровых больше, чем в пробах, сделанных снаружи. Но в Шанидар-IV были кластеры, а в свежем исследовании такого нет. Пыльники, теоретически, могли разрушить, если бы авторы просеивали образцы  (при просеивании через сито на 250 микрон остались бы группы по 4-5 зерен, одна пылинка порядка 40 микрон). Но в описании исследования 2015 года про сито ничего не сказано, есть только про тяжелую жидкость.

Кроме того, если бы это были пчелы — они пыльцу везут на своих ножках, она ведь там не обязательно в кластерах. А вот слипшаяся она действительно, когда в образец попал целый пыльник, то есть он еще не созрел и пыльца не вылетела сама, не оторвалась».

Таким образом, не будем торопиться отбирать у неандертальца васильки и гвоздики. Они так идут к его глазам!

Хочется верить, что  рано или поздно в регионе настанет затишье, раскопки продолжатся, и пещера Шанидар раскроет нам свои секреты.

• Marta Fiacconi, Chris O. Hunt. Pollen taphonomy at Shanidar Cave (Kurdish Iraq): An initial evaluation // Review of Palaeobotany and Palynology, Volume 223, December 2015, pp. 87–93, doi:10.1016/j.revpalbo.2015.09.003
  • Lietava, Jan. Medicinal plants in a Middle Paleolithic grave Shanidar IV? // Journal of Ethnopharmacology. 35 (1992) 263-266.
  • Solecki, Ralph S. Shanidar IV, a Neanderthal Flower Burial in Northern Iraq // SCIENCE, VOL. 190, 28 November 1975, p. 880—881.

Благодарим за перевод оригинальной статьи Д. Третинко.

Так, Э. Тринкаусу удалось построить модель репродуктивного потенциала женщин, погребенных в Пшедмости (около 25 тыс. лет назад). По этой модели подросток 15-16 лет женского пола не успел дать потомство, однако две молодые женщины должны были родить каждая по 2-3 ребенка, а самая старшая женщина — не менее 5.

Источник:  Бужилова А. П. К вопросу о семантике коллективных захоронений в эпоху палеолита. В кн.: Этология человека и смежные дисциплины. Современные методы исследований. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 2004, с. 21-35.