Новости антропологии
04.07.2015
Автор: А. Соколов

400 тысяч лет назад в пещере Кесем стоял дым столбом

Пещера Кесем в 12 км от Тель-Авива уже упоминалась на страницах нашего портала в 2010 году. Тогда в популярных СМИ промелькнули сообщения о находке в пещере семи человеческих зубов, которые, с легкой руки журналистов, превратились в целую «челюсть Homo sapiens»! Конечно, зубы – не челюсть, а люди Кесема – далеко не сапиенсы.

А - гранулы крахмала; B - частица угля; С, D, E - споры грибов; F - частица пыльцы сосны; G - чешуйка крыла бабочки или моли; E - фитолит. Из зубного камня Кесем. Фото из обсуждаемой статьи

Кесем: карта и план пещеры. Из обсуждаемой статьи

Зуб из пещеры Кесем. Hershkovitz I. et als. / AJPhA

Речь идет всего лишь о вероятных предках ближневосточных гоминид «группы Схул-Кафзех». И, строго говоря, как они выглядели, мы не знаем. Тем не менее, находки действительно очень интересны, а саму пещеру продолжали копать (раскопки там идут с 2001 г.); нашли еще несколько человеческих зубов; множество орудий, обожженные кости животных – ланей, лошадей, диких свиней;  древесный пепел, а также большой очаг (4 м2), регулярно использовавшийся начиная с 300 тысяч л.н.

Новая публикация в Quaternary International – о результатах изучения зубного камня кесемцев. Как помнят наши постоянные читатели, зубной камень, образующийся благодаря бактериям – источник бесценной информации для палеоантропологов; в нем, как в «капсуле времени», тысячелетиями могут храниться частицы пищи и даже микрообъекты, попавшие в  ротовую полость с дыханием.  Именно благодаря зубному камню мы знаем о «кашеедстве» неандертальцев и о своеобразных вкусах австралопитека седибы. Теперь взялись за обитателей Кесема. Исследовался зубной камень с трех зубов – возможно, относящихся к одному индивиду, возрастом от 400 до 300 тыс.л. Образцы подверглись химическому анализу и разглядывались под микроскопом.

Что показало исследование? Химический анализ выявил наличие линолиновых и линолевых жирных кислот. Эти кислоты не синтезируются в организме животных, зато в значительном количестве содержатся в семенах растений, таких как фисташки или семя льна, а также в сосновых семенах (а вокруг пещеры росли сосны).

Кроме того, в образцах обнаружилось:

- 10 гранул крахмала

- Микрофрагменты древесного угля и сажа

- три частицы пыльцы (сосна)

- растительные волокна

- 3 грибные споры от  разных видов грибов

- частица крыла бабочки или моли (!)

Как всё это попало гоминиду в рот? Частицы древесного угля – скорее всего, «залетели»  при дыхании. Видимо,  в пещере дым стоял столбом  (А вокруг росли грибы и летала моль :). Жизнь в пещере концентрировалась вокруг очага. На огне готовили, сушили дрова, с его помощью отгоняли насекомых; огонь давал свет. Авторы статьи причитают о бедных древних людях: они кашляли, дым резал глаза, от этого страдали детишки… Ведь и поныне респираторные заболевания, связанные с отравлениями дымом,  являются одной из причин детской смертности в развивающихся странах. Сами понимаете, для маленькой популяции Кесема хроническая болезнь даже одного-двух членов группы серьезно угрожала жизни всего сообщества.

Возможно, обитатели пещеры старались как-то защититься от смога, идущего от очага. Сейчас пещера засыпана, но исследователи полагают, что когда-то с юго-западной стороны в нее вел широкий вход, а с севера было что-то вроде естественного дымохода. Поскольку рядом с  очагом находится груда крупных камней, возможно, что 300 тысяч лет назад они образовывали некую загородку, защищавшую обитателей пещеры от дыма.

Споры грибов, пыльца и чешуйка от крыла бабочки – всё это обитатель пещеры, скорее всего, случайно вдохнул – хотя грибы могли быть и пищей. Растительные волокна – может быть, от палочек, которыми человек ковырял в зубах. Фитолиты – теоретически, следствие использования зубов в качестве инструментов.

А вот жирные кислоты и крахмал, встречающийся в семенах и клубнях – точно, попали в зубной камень из пищи.

Несколько лет назад мы убедились, что такие известные мясоеды, как неандертальцы, не брезговали злаками и клубнями. Спасибо зубному камню и копролитам! Здорово, что теперь аналогичные штрихи добавились к портрету ближневосточных гоминид – наших возможных предков. А по-моему, странно было бы, если бы жители Леванта «из охотничьих принципов» игнорировали источники пищи, находившиеся прямо у них под ногами или над головой.

Но эта новость была бы пресновата, если бы русскоязычные СМИ не добавили перчику. Уж они постарались! Оцените заголовок, украсивший некий новостной сайт: «Под Тель-Авивом страдали от дыма мангалов еще в нижнем палеолите». Еще один маленький шедевр:  «Предки современных людей — евреи-веганы» (не ставлю ссылок, ибо профессионалы пера в рекламе не нуждаются. Если нужно, гугл поможет). Третий автор идет еще дальше:  «Предки россиян — евреи вегетарианцы», вот так!

Но всех переплюнул израильский новостной ресурс, выдав новость под шапкой: «Сенсационная находка в Израиле перепишет историю человечества». Ну вы поняли.

Текст новости достоин того, чтобы процитировать хотя бы фрагмент:

«Похоже, истинной родиной современного человечества и в самом деле является Земля Израиля, а не Восточная Африка, как это считалось до сих пор. […]

Но находка в пещере "Кесем" свидетельствует о том, что 400 тысяч лет назад на территории современного Израиля жил некий иной вид первобытных людей. Название ему еще не придумано, но ясно, что эти люди были прямыми предками как неандертальцев, так и "гомо сапиенс". (Ого! – А.С.)

Анализ зубов показал, что древнейшие обитатели пещеры "Кесем" были, в основном, вегетарианцами, а если и ели мясо, то крайне редко (Огого! – А.С.). По мнению ученых, на территории Эрец-Исраэль того периода для человека существовало такое изобилие разнообразной растительной пищи, что ему попросту не нужно было тратить время и силы на охоту. Но затем что-то изменилось, люди вынуждены были покинуть эти места и перейти в менее благоприятные зоны проживания, где им невольно пришлось начать охотиться и заняться земледелием, причем переход от вегетарианства к мясоедению существенно сократил продолжительность их жизни. (Мама дорогая! – А.С.) В частности, освоение огня привело к тому, что в их пещерах постоянно стоял столб дыма, что приводило к тяжелым легочным заболеваниям».

Спасибо вам, дорогие журналисты, за хорошее настроение!

• Karen Hardy, Anita Radini, Stephen Buckley, Rachel Sarig, Les Copeland, Avi Gopher, Ran Barkai. Dental calculus reveals potential respiratory irritants and ingestion of essential plant-based nutrients at Lower Palaeolithic Qesem Cave Israel // Quaternary International (2015) 1-7  http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1040618215004553

Любопытная особенность обезьян Старого Света: все они, включая крупных, боятся змей.

Источник: Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г.,  с. 141.