Новости антропологии
27.12.2010
Автор: А. Соколов

Найден древнейший Homo sapiens!!! Сенсация?..

Конечно, сенсация. А Россия, как известно – родина слонов… И это уже совсем не сенсация. Сегодняшняя новость – в предновогоднем ироничном стиле.

Карта мира. Звездочкой обозначена Новая Гвинея. До Алтая - далековато... Источник: Google Map

Раскопки в пещере Кесем. Фото: Mary Stiner. Источник: http://heritage-key.com/category/tags/qesem-cave

Раскопки в пещере Кесем. Источник: Qesem Cave Project http://www.tau.ac.il/humanities/archaeology/projects/qesem/index.html

Фото из пресс-релиза на сайте ''Новости Израиля''. Вероятно, это и есть зуб, принадлежащий ''homo sapiens поздних периодов''? :)))

Еще одна иллюстрация к пресс-релизу на сайте ''Новости Израиля''. А это, вероятно, сам ''homo sapiens поздних периодов'' :)))

Сначала – о событии, о котором уже наверняка знают наши дотошные Читатели. Палеогенетика развивается стремительно. Прошло всего полгода с расшифровки ядерной ДНК неандертальцев – и вот, готов ядерный геном представителя еще одного  вымершего вида людей – девочки из Денисовой пещеры на Алтае.  Статья об этом только что опубликована в Nature.

Находка фаланги мизинца гоминидаГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников. была сделана в 11-м слое пещеры в 2008 году. Возраст находки - 30-50 тысяч лет. Ранее анализ митохондриального генома, извлеченного из фаланги, показал, что перед нами не сапиенс, не неандерталец, а некий таинственный "третий вид" (находку окрестили "женщина X"). Новые данные по ядерному геному в целом подтверждают выводы, сделанные ранее, но помимо этого дают много новой информации.

Отсылаем интересующихся к подробному и обстоятельному обзору Александра Маркова на «Элементах».

Кратко лишь о самом интересном.

Если неандертальцы, согласно данным Neanderthal genome project,  породнились с «вне-африканскими» популяциями сапиенсов, то у человека из Денисовой пещеры больше всего общих генов оказалось с жителями Папуа – Новой Гвинеи и Бугенвиля (Меланезия). Очень неожиданно. Где Меланезия и где Алтай? (см. рис. 1) Так – то.

Если просуммировать (что, конечно, не вполне корректно - зато наглядно!), то ныне существующие популяции людей имеют 8% генов, доставшихся им от неандертальцев и денисовцев.

В пещере, в том же слое 11, был найден также зуб - 3-й (или 2-й?) молярКоренной зуб. К молярам относятся задние зубы верхней и нижней челюсти, служащие для пережёвывания пищи., из которого удалось выделить миохондриальный геном (он оказался почти идентичен митохондриальному геному из мизинца). Зуб очень крупный, его длина и ширина находятся «внутри диапазона, характерного для ранних Homo и Homo erectus».  Каких-то отличительных признаков, позволяющих отнести его к определенному таксону, не выявлено…

Пара вопросов, интересующих редакцию портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ:

Вопрос 1. Всё-таки, с каким из известных ископаемых видов связать «денисовцев»? Вопрос открыт. Можно, например, предположить что перед нами «реликтовый эректус», но как проверить? Ведь Homo erectus – это набор морфологических, а не генетических признаков…. Как ни крути, зуба и мизинца маловато будет.

(См. также это интервью.)

Вопрос 2. Стоит напомнить, что первые антропологические находки - а именно, два зуба - в Денисовой пещере были сделаны еще в 1984 году. Если быть точным, то тогда был найден левый нижний 2-й молярКоренной зуб. К молярам относятся задние зубы верхней и нижней челюсти, служащие для пережёвывания пищи. ребенка 7-8 лет (в слое 22.1), и левый верхний резец взрослого (в слое 12). Вот что пишет об этих находках В.М.Харитонов:

«…образцы зубов из Денисовой пещеры исследовались несколькими специалистами.  По совокупности метрических показателей и описательных признаков зубов Е.Г.Шпакова установила, что, несмотря на отдельные архаичные черты, одонтологический материал Денисовой пещеры принадлежит, скорее всего, представителям ископаемого человека современного физического типа - ранним Homo sapiens sapiens.»

См. подробней здесь.

Проводилось ли сравнение нового зуба из слоя 11 с  находками 1984 года, и насколько они различаются? Не является ли поиск «необычных» черт данного зуба следствием «необычных» генетических результатов?

Представим, что генетических данных нет. А ну как записали бы тогда исследователи и этот крупный моляр в «ранние Homo sapiens sapiens с отдельными архаичными чертами»?

Редакция портала постарается в ближайшее время получить комментарий по этому поводу от наших Экспертов. (Итог - довольно грустный комментарий - см. здесь, в конце материала. Редактор портала, приписка от 22 января 2011 г.)

Увы, определение видовой принадлежности гоминид по зубам – дело порой весьма сложное…

«Нагляднейшим примером служит проблема идентификации зубов ископаемых орангутанов и гоминид в Юго-Восточной Азии: для целого ряда находок точного определения так и нет, несмотря на более чем родовой уровень различий и известную таксономическую ценность одонтологических признаков.» (С.В. Дробышевский).

См. подробней здесь

Тема таксономической ценности зубов незаметно привела нас к той самой сенсации, которая вынесена в заголовок. Поводом для шума послужила статья в American Journal of Physical Anthropology, под названием  «Средне-плейстоценовые останки зубов из пещеры Кесем (Израиль)». Авторы статьи -  Израэль Хершковиц (Israel Hershkovitz), антрополог из Тель-Авивского Университета, и ряд его коллег.

Не успела статья появиться на сайте журнала, как Интернет-портал «Новости Израиля» выдал пресс-релиз с заголовком, пафос которого предоставлю оценить Читателям: «Израиль отобрал у Африки звание родины Homo sapiens».

Цитируем:

«В пещере Кесем, в районе Рош а-Аин, была найдена челюсть, возраст которой оценивается в 400 тысяч лет. Оценка возраста производилась несколькими способами, давшими схожие результаты. Челюсть идентична челюстям homo sapiens поздних периодов…

Публикация данных о сделанном открытии стала второй за последний год антропологической сенсацией»…

Под «первой сенсацией» имеется в виду вышеупомянутый ядерный геном из Денисовой пещеры. Ага, помним сенсации только последней недели… (См. для сравнения рейтинг 10 важнейших открытий 2010 года по версии чуть более солидного издания).

И «пошла писать контора». Новость подхватили другие СМИ, в том же безапеляционном стиле сообщая читателям, что «В пещере Кесем около Рош ха-Аина найдены следы пребывания современного человека возраста 400 тыс. лет». Ну и конечно, «гипотезу африканского происхождения Homo sapiens придется пересмотреть»…

Что же там нашли на самом деле?

Пещера Кесем (Qesem) обнаружена в 2000-м году, при строительстве дороги. Находится она в 12 км от Тель-Авива. Отложения пещеры состоят из 2-х слоев, общей толщиной 7.5 метров. Здесь в большом количестве были найдены кремниевые орудия,  в том числе топоры, скрёбла и ножи,  а также свидетельства регулярного использования огня – множество обожженных костей животных. Находки относятся к культурному комплексу Ашело-Ябрудиан (нечто промежуточное между ашелем и мустье). Вероятно, здесь проходили пути расселения архаичных людей из Африки по всему Леванту.

Обратимся к тезисам оригинальной статьи, перевод которых приводим здесь (с небольшими сокращениями):

«Исследование представляет собой описание и сравнительный анализ среднеплейстоценовых постоянных и молочных зубов из пещеры Кесем…

Благодаря среднеплейстоценовому возрасту (400–200 тыс. л.н.), данные зубы являются более древними, чем бОльшая часть находок гоминид в Юго-Западной Азии. Три постоянных нижних зуба (C1-P4) были найдены в нижнем слое. У этих зубов небольшие коронки, но корни зубов длинные и массивные. Напротив, три изолированных постоянных верхних зуба (резец, клык и третий моляр) и два изолированных молочных зуба, которые были найдены в верхнем слое, намного крупней и имеют некоторые черты, сближающие их с зубами группы Схул-Кафзех.

Хотя ни один из зубов не несет набора неандертальских признаков, некоторые черты могут быть представлены как сходные с неандертальскими. Однако, в целом зубы ближе к зубам группы Схул-Кафзех, хотя многие из этих сходств, вероятно, плезиоморфны» (т.е. не говорят о прямом родстве, а достались их хозяевам от общего предка).

Уважаемые Читатели! Обратите внимание:

• «челюсть» и отдельные зубы – не одно и то же;
  • «200-400 тысяч лет назад» и «400 тысяч лет назад» - две большие разницы;
  • Группа Схул-Кафзех – это всё-таки не совсем современный Homo sapiens sapiens (см. например мнение Эксперта здесь);
  • авторами всего-то лишь отмечено «некоторое сходство зубов», причем зубов из верхнего слоя;
  • подобные (хотя и немногочисленные) находки делались в этом регионе и ранее.

Например, можно вспомнить фрагментарный череп Зуттие, найденный в Палестине в 1925 году и по ряду признаков близкий  черепам группы Схул, хотя несколько более архаичный (возможно, обладатель этого черепа относился к прямым предкам "схулцев"). Возраст этой находки определяли как 148 тыс.л. или даже 200-250 тыс.л.

В целом, оцените сдержанный и осторожный стиль оригинальной статьи – и крикливо-самоуверенную манеру попсовых «перепевов».

И – ах, как хочется, чтобы «у нас, именно у нас был самый-самый древний». Россия, повторим, родина слонов. А Израиль (а может быть  Китай? – см. недавнюю новость о «древнейшем сапиенсе из Китая») – родина человеков.

Пока что не убедили.

С Наступающим!

Ваш Редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ

Я рад, что избегал полемики, и этим я обязан Лайеллю, который ещё много лет назад, по поводу моих геологических работ, настоятельно рекомендовал мне никогда не ввязываться в полемику, так как она редко приносит пользу и не стоит той потери времени и того плохого настроения, которые она вызывает.

Чарльз Дарвин