Новости антропологии
05.01.2011
Автор: А. Соколов

Неандертальцы снова заварили кашу…

По мнению авторов статьи, опубликованной на сайте журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, неандертальцы вовсю употребляли в пищу растения, и даже отваривали их.

Зубы Шанидар 3. Участки, из которых брались пробы зубного камня, обозначены стрелками. Слева направо: верхний левый клык; верхний правый 3-й моляр; нижний левый второй резец. Иллюстрация из обсуждаемой статьи.

Скелет Шанидар 3. Источник: http://www.science20.com/

Зубы Спи 1 и Спи 2. Участки, из которых брались пробы зубного камня, обозначены стрелками. Иллюстрация из обсуждаемой статьи.

Череп Спи 1. Фото: We El. Источник: http://commons.wikimedia.org/

Гранулы крахмала из Шанидар 3, в сравнении с варёными гранулами крахмала современных ячменя и пшеницы. А-Е: гранулы крахмала из Шанидар 3. F, H, I – варёные гранулы крахмала современного ячменя. G, J – вареные гранулы крахмала современной мягкой пшеницы. Иллюстрация из обсуждаемой статьи.

Широко распространено мнение о неандертальцах как о специализированных хищниках, чья диета практически целиком состояла из мяса. Такое представление вроде бы подтверждается множеством исследований (см. например обзор здесь). Изотопный анализ костей неандертальцев показал, что их рацион походил на рацион  волков, пещерных медведей и гиен…

Вместе с тем, нужно помнить, что используемая методика (основанная на данных о содержании в костях стабильных изотопов азота и углерода) позволяет изучать белковую составляющую пищи. Но она малоинформативна в том, что касается продуктов, богатых углеводами. Поэтому вопрос о проценте растительной пищи в рационе неандертальцев оставался открытым. Впрочем, и археологические данные, казалось бы, свидетельствовали о хищнической специализации неандертальцев: на неандертальских стоянках обнаружено большое количество костей крупных травоядных млекопитающих. Из всего этого делались далеко идущие выводы и о причинах вымирания неандертальцев: узкая пищевая специализация явно делала неандертальцев зависимыми от объекта их охоты; когда мегафауна в Европе стала вымирать, повымирали и неандертальцы. А современные люди, более гибкие в своих гастрономических предпочтениях, кое-как перекантовались на морепродуктах и растительной пище…

Как часто бывает,

не все данные согласуются с такой моделью.

Об этом, в частности, пишет Л. Вишняцкий в своей книге. Уже показано, что, по крайней мере, в пище неандертальцев Ближнего Востока растительный компонент присутствовал. В частности, исследование 2002 года, проведенное Марко Маделлой (изучался состав отложений пещеры Амуд в Израиле), показало, что, видимо, местные неандертальцы употребляли в пищу семена растений.

Чуть позже, в 2005 году,  Эфраим Лев нашел  в пещере Кебара (в Израиле же) обугленные останки плодов бобовых и фисташковых. Судя по всему, весной, когда с дичью были проблемы, неандертальцы из Кебары восполняли дефицит питательных веществ  с помощью бобов и орехов.

И вот, авторы статьи, размещенной на сайте журнала PNAS 27 декабря
2010 г.,  доказывают, что не только на Ближнем Востоке, но и в Европе рацион неандертальцев был существенно более разнообразен, чем полагали ранее.

Откуда такие выводы?

Авторы статьи всерьез взялись за изучение того, с чем без устали борются современные стоматологи - зубного камня. В состав зубного камня, образующегося на поверхности эмали наших зубов, входят некоторые части продуктов, поедаемых нами. Поэтому зубной камень на зубах ископаемых гоминид  – ценный источник сведений об их диете. Интерес представляют содержащиеся в зубном камне микроскопические гранулы крахмала, а также фитолиты (неорганические структуры, состоящие из кварца или оксалата кальция). Состав фитолитов, а также форма гранул крахмала различны в зависимости от того, к останкам каких растений они относятся. А особенно ценно то, что при определенных условиях и  фитолиты, и гранулы крахмала могут сохраняться, не разрушаясь, в течение десятков и даже сотен тысяч лет.

Аманда Хенри (из Отдела антропологии Центра специальных исследований палеобиологии гоминид, Вашингтон) и ее коллеги исследовали микроструктуру зубного камня, найденного на зубах неандертальцев из пещер Шанидар в Ираке и Спи в Бельгии.

Огромная пещера Шанидар находится на севере Ирака, на границе с Ираном, в предгорьях Загросского хребта. Начиная с 1951 г., в  слое D пещеры были обнаружены девять человеческих скелетов (семь взрослых и два детских). Древность находок - от 46 до 60 тысяч лет (конкретно для исследуемого скелета Шанидар 3 - около 50 тысяч лет). Находки классифицированы как классические неандертальцы,  с некоторыми местными особенностями. Широкую известность получило обнаружение в этой пещере большого количества цветочной пыльцы, что позволило ряду авторов сделать вывод о том, что неандертальцы украшали могилы цветами.

Скелет Шанидар 3 принадлежит мужчине 40-50 лет. Интересны многочисленные патологические особенности этого скелета. Ребро неандертальца пробито острым орудием, возможно, метательным (некоторые исследователи даже полагают, что Шанидар 3 был убит местными представителями Homo sapiens, т.к. существует мнение, что только сапиенсы умели метать копья). Правая лодыжка также повреждена. Кроме того, у Шанидар 3 найдено множество патологий позвоночника. Несмотря на это, неандерталец дожил до весьма преклонного возраста (видимо, благодаря заботе соплеменников).

В зубном камне Шанидар 3 были найдены гранулы крахмала, по строению идентичные гранулам из современного ячменя. Итак, этот неандерталец употреблял в пищу ячмень.

Возникает вопрос: в каком виде поедались зерна?

Сырыми или, быть может, их сначала варили, либо обжаривали? Чтобы выяснить, подвергались ли зерна предварительной обработке, исследователи сравнили гранулы крахмала:

• из сырых зерен различных злаков (современных),
  • из сырых зерен, пережеванных человеком до однородной массы (в качестве подопытного выступал один из исследователей),
  • из зерен, которые варили в воде,
  • из зерен, которые жарили «всухую».

Оказалось, что пережевывание не приводит к видимым изменениям структуры гранул крахмала; напротив, после варки и жарки явные изменения налицо. Теперь сырые, жёваные, варёные и жареные гранулы сравнили с шанидарскими. Итог: 42% гранул крахмала из зубного камня неандертальца по форме очень похожи на варёные в воде. Шанидарцы отваривали ячмень! Кроме того, в зубном камне шанидарских неандертальцев были найдены следы плодов других видов растений - финиковых пальм и бобовых.

А что с европейскими неандертальцами?

Как уже говорилось, аналогичное исследование было произведено для зубов двух неандертальцев из пещеры Спи (Бельгия).

Местонахождение Спи  находится в центральной Бельгии, в 15 км от г. Намюр. Основные находки сделаны в маленькой пещере Бетш-о-Ротш, в самом нижнем слое 5. Возраст находок – около 60 тысяч лет.  В 1886 г. тут были найдены два мужских скелета Спи 1 и Спи 2, а также два зуба и большая берцовая кость ребёнка Спи 3.  Эти скелеты относят к поздним классическим неандертальцам (используется также название «группа Спи»).

В зубном камне неандертальцев Спи 1 и Спи 2 было обнаружено большое количество гранул крахмала, которые авторы определили как относящиеся к корневищам водяных лилий (кувшинок). Кроме того, найдена по крайней мере одна гранула сорго или близкого к нему растения (сорго -  это такой злак), а также некоторые другие неопределенного вида. Конечно, пока что нельзя делать выводов о том, какой процент данные продукты составляли в общем рационе неандертальцев. Главное: теперь можно с уверенностью сказать, что и в Европе неандертальцы не были 100-процентными мясоедами.

И в теплом климате Леванта, и в холодной Северной Европе неандертальцы использовали в пищу разнообразные растительные ресурсы, и даже, как выясняется, варили  их (по крайней мере, это делали ближневосточные представители Homo neanderthalensis). Более того, учитывая, что финики, бобы и ячмень созревают в разное время, можно предположить, что у шанидарских неандертальцев практиковался сезонный сбор урожая для разных растений.  Короче говоря, неандертальцы использовали сложные и разнообразные пищевые стратегии: и на крупных животных охотились, и финики с бобами собирали, и кашу варили, т. е. в этом плане они ничуть не хуже современных им сапиенсов, да и многих нынешних племен охотников-собирателей.

По мере того, как появляются новые методы исследования  палеоантропологических находок, нам продолжают открываться новые и неожиданные стороны жизни наших ископаемых родственников. Что ждет впереди? Неандертальское сельское хозяйство?

На 860 языках говорят в Папуа - Новой Гвинее. Здесь самая высокая языковая плотность в мире.

11 официальных языков насчитывается в Южной Африке - больше, чем в любой другой стране.

Источник: Science Illustrated, №3(8) / 2011, с. 41.