Ульчи 8 тыс. лет ловили рыбу в бассейне Амура
В последние годы древние ДНК пролили свет на то, как происходила неолитическая революция в Европе. А вот информации по азиатскому неолиту гораздо меньше. Археологи предполагают, что переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству на востоке Азии произошел независимо от событий Ближнего Востока и Европы. Но учёным не хватало генетических данных.
А теперь - к радостным новостям. Только что генетикам удалось прочитать ДНК двух людей, погребённых в пещере Чёртовы Ворота на современной границе между Россией и Кореей в эпоху раннего неолита, 7,7 тыс. лет назад. Неожиданные результаты опубликованы в журнале Science Advances.
Мы знаем, что в Юго-Восточной и центральной Европе переход от мезолита к неолиту 8,5 – 7 тыс. лет назад сопровождался глобальной сменой населения: мезолитических охотников-собирателей вытеснили земледельцы – мигранты с Ближнего Востока. Затем, на рубеже бронзового века, последовали другие миграции – в том числе нашествие азиатских степняков около 5,5 тыс. лет назад, смешавшихся с местным населением. В то время, когда в Западной Европе прочтены уже сотни древних геномов, Восточная Азия ещё ждет своего часа (за исключением севера Сибири, привлекающего внимание в связи с изучением путей заселения Америки).
Археологи считают, что на востоке Азии неолит шел своими путями. На западе появление керамики, распространение земледелия и домашних животных – тесно связанные события. Но на Дальнем Востоке, в Японии и Корее, древние общества начали делать керамику и корзины 15-10 тыс. лет назад, однако одомашнили растения и скот лишь много тысячелетий спустя. Было ли это связано с миграциями, как в Европе, или всё-таки местные охотники-собиратели до всего дошли сами?
Итак, генетики попытались выделить ДНК из пяти ранненеолитических погребений памятника Чёртовы Ворота. Все погребения относятся к одной фазе заселения пещеры, их датировка – 7,7 тыс. лет (а пещера населялась с 9,4 тыс. лет назад). Здесь же найден один из самых древних образцов текстиля. Обитатели Чёртовых Ворот были охотниками и рыболовами. Следов земледелия не найдено, так что сырьём для текстиля служили волокна диких растений. Исследователям удалось прочитать с приемлемым качеством геномы двух образцов: «Чёртовы Ворота – 1» и «Чёртовы Ворота – 2», оба – женского пола.
Каковы результаты?
Индивид, геном которого удалось прочитать лучше всего (DevilsGate1), принадлежит к гаплогруппе D4. Эта гаплогруппа распространена у современных групп Восточной Азии, а также обнаружена у останков, которые относят к культуре дзёмон на севере Японии. Для второго индивида удалось установить только принадлежность к ветви гаплогрупп M (к ней принадлежит D4).
Авторы сравнили полученные результаты с большим количеством данных по современным жителям Евразии и с известными древними геномами. Оказалось, что оба индивида попадают в область генетической изменчивости нынешних популяций бассейна Амура, то есть того региона, где находится пещера. Сейчас здесь обитают носители тунгусских языков. Получилась картина, совсем не похожая на ситуацию в западной Евразии, где древние охотники-собиратели близких датировок выходят за пределы изменчивости современного населения. Ближе всего к древним обитателям Чёртовых Ворот оказались ульчи – традиционные рыболовы, живущие сейчас вблизи пещеры. Кроме того, генетически похожи на DevilsGate1 орочоны и нанайцы(тунгусоговорящие народности из бассейна Амура), а также современные корейцы и японцы. Необычное сходство показали и американские популяции. Это логично, учитывая их доказанное родство с североазиатскими народами.
А что показало сравнение с другими древними геномами?
Ни один ископаемый геном не оказался среди первых 50 популяций, наиболее родственных «Чёртовым Воротам». Это неудивительно, ведь все известные древние ДНК географически или хронологически далеки от Чёртовых Ворот. Среди наиболее близких – популяции степняков Бронзового века и мезолитические охотники-собиратели Европы, но они не ближе к Чертовым Воротам, чем к современным популяциям из своих родных регионов. Наиболее географически близкие геномы – Усть-Ишим (45 тыс. лет) и Мальта (24 тыс. лет) – также не родственны женщинам «Чёртовых Ворот» - и это предсказуемо, учитывая их глубокую древность. Усть-Ишим одинаково далёк от всех азиатов, что соответствует его расположению у корня генеалогического древа евразийцев.
Показав генетическую преемственность древнего и современного населения бассейна Амура, авторы решили проверить, происходило ли смешение потомков обитателей «Чёртовых Ворот» с какими-либо другими популяциями Евразии. Оказалось, что наилучшее приближение для древних восточноазиатов – современные ульчи безо всяких примесей. Конечно, совсем без смешения не могло обойтись – всё-таки Чёртовы Ворота находятся не на острове в океане. Тем не менее, генетическая преемственность древнего и современного населения бассейна Амура оказалась гораздо выше, чем у любой европейской популяции. Попросту говоря, доказано, что ульчи – прямые потомки древних рыболовов, живших у Чёртовых Ворот более 7 тыс. лет назад. А поскольку современные ульчи показывают близкое родство с другими популяциями региона, то серьезных перемещений народов на всем Северо-Востоке Азии не было с начала неолита.
Исследователей заинтересовала связь древних обитателей Чёртовых Ворот с современными японцами.
Согласно данным генетики и археологии, современные жители Японии – это потомки двух групп - охотников-собирателей культуры дзёмон (16-3 тыс. лет назад) и мигрантов культуры яёй (3-1,7 тыс. лет назад), принёсших в Японию культурный рис из устья Янцзы на юге Китая. Исследования древних образцов мтДНК из памятников дзёмон на севере Хоккайдо показали наличие гаплотипов, присутствующих у современных японцев, особенно у айнов и рюкю. Гаплотипы людей Чёртовых Ворот (D4 и M) встречаются ещё и у дзёмон, хотя и не среди самых частых.
Попытка промоделировать происхождение современных японцев показала, что комбинация геномов из Чёртовых Ворот и современных популяций Тайваня, юга Китая и Вьетнама даёт наиболее точное приближение. Вот вам и два компонента – охотники-собиратели, близкие дзёмон, и земледельцы из устья Янцзы.
Что можно сказать о внешности древних обитателей Чёртовых Ворот?
Цвет волос и кожи женщины «Чёртовы Ворота 1» был близок к типу, обычному для современной восточной Азии. Кроме того, у нее были прямые и густые волосы и лопатовидные резцы (впрочем, последнее можно выяснить и без генетики). Скорее всего, женщина не могла усваивать свежее молоко и не страдала от флашинга (резкое покраснение лица при употреблении алкоголя). Все характеристики – типичные и для современных ульчей.
Итак, новые данные подтверждают, что переход к неолиту в Восточной Азии происходил совсем не так, как в Европе. Как же получилось, что последние 8 тыс. лет местное население сидело на месте и не страдало от мигрантов? Вероятно, дело в холодном климате и зависимости от ограниченного числа пищевых ресурсов. Скотоводы и земледельцы не зарились на эти скудные земли. Культура развивалась автохтонно – охотники-собиратели постепенно добавляли новые практики добывания пищи к существующим.
P.S. Отрадно, что среди авторов статьи - два российских антрополога и автора АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ - Елизавета Веселовская и Татьяна Балуева. Правда, Татьяна Сергеевна умерла в 2012 году...
Источник: