Мир антропологии

Публикации

16.08.2018
«Обезьяний процесс»: хроника событий
Начало 1920-х гг. ознаменовалось хаосом в американском обществе. Традиционалисты и пожилые викторианцы беспокоились, что их ценностям пришёл конец. Молодые модернисты больше не заботились о том, одобрит ли их поведение общество, а лишь о том, будет ли это поведение поддержано их собственным разумом. Процветали интеллектуальные эксперименты. Американцы танцевали под звуки джазового века, презирали «Сухой Закон», обсуждали абстрактное искусство и теории Фрейда. Но ответом на новые социальные модели модернистов была консервативная волна, и особенно сильно это ощущалось на юге США.
29.07.2018
Неспокойная жизнь Британской археологической школы в Ираке

Эта школа, основанная в 1932 году, на протяжении почти целого века раскапывала древние сокровища Ирака, включая великолепную столицу Ассирии Нимруд.

29.07.2018Александр Борисович Соколов, Константин Лесков
Чернокожие неандертальцы, чёрный голубоглазый кроманьонец?
Антропологи тратят столько сил на восстановление внешности древних людей, а зачем и кому это нужно? Польза-то какая? Ответ готов: у методик реконструкции с самого их рождения была, помимо удовлетворения праздного любопытства учёных, очень приземлённая функция — криминалистическая экспертиза. В частности, антропологи помогали в установлении личности неопознанных останков.
22.06.2018
«У нас было преимущество – дыра в шее»
В 1915 году команда американских археологов, спонсированная Музеем изящных искусств в Бостоне, вела раскопки в некрополе в глухой деревне Дейр-эль-Берша. С помощью динамита специалисты взорвали дверь в скрытую гробницу (да, в начале прошлого века раскопки могли вести так). Внутри тесной известняковой камеры американцы обнаружили мумифицированную голову, «восседающую» на кедровом гробу.
04.06.2018Павел Селиванов
Мегалиты Сибири, гигантские «деревья», «живые» камни и другие причуды… природы
Шокирующие сенсации наверняка то и дело настигают вас, даже если вы не смотрите РенТВ или вовсе не включаете телевизор. В сети интернет этого добра так же более, чем достаточно. Я, как геолог, нередко не мог сдержаться и вступал в дискуссии с ликбезом по поводу всяческих каменных сенсаций в соцсетях. Но однажды сенсационной новостью меня потряс мой собственный отец, в прошлом – физик по образованию: в Сибири нашли мегалиты! Одного взгляда на фото мне хватило, чтобы понять, что тут мы опять имеем дело с природными образованиями, а такие «мегалиты» можно найти во многих горных странах. В этот момент было решено написать статью-ликбез по этому вопросу, но между словом и делом  проходит много времени. С мегалитов и начнем.
24.05.2018Ольга Романовна Арнольд
Культура у животных
Недавно я встретилась с коллегой-биологом и на вопрос, чем я сейчас занимаюсь, честно ответила:
- Пишу о культуре животных.
В ответ получила недоумевающий взгляд. Я тоже слегка удивилась: биолог, и не знает, что у животных есть культура, как человек, с наукой не связанный! (впрочем, она биохимик, ей простительно). Пришлось долго рассказывать ей о том, о чем вы сейчас прочтете.
Культура - понятие многозначное, но не будем сейчас углубляться в различные философские понятия. Давайте ограничимся определением Ю.М.Лотмана: «Культура — это совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» Сюда, разумеется, входят и речь, и нормы морали, и различная деятельность, и творчество, запечатленное в письменности, живописи или архитектуре (а сейчас и в совершенно новых носителях информации)
07.06.2018
Место происхождения жизни, «первичный бульон», пицца и майонез
Поражаясь красоте и многообразию окружающего мира, люди на протяжении веков гадали: как он появился? Каким образом сформировались планеты, на одной из которых зародилась жизнь? Почему земная жизнь основана на углероде и использует четыре типа звеньев в ДНК? Где во Вселенной стоит искать другие формы жизни, и чем они могут отличаться от нас? В книге Михаила Никитина  "Происхождение жизни. От туманности до клетки" (изданной "Альпина нон-фикшн" при поддержке фонда "Эволюция") собраны самые свежие ответы ученых на эти вопросы.
С любезного разрешения издательства, публикуем фрагмент из книги.
17.04.2018
На костяной войне все средства хороши. О великой гонке за динозаврами
Какие вооружённые конфликты разыгрывались на территории американского штата Вайоминг? Если задать этот вопрос жителю США, то в ответ можно будет услышать об индейских войнах и даже о кровопролитных столкновениях между владельцами овец и крупного рогатого скота (речь идёт о так называемых Sheep and Cattle Wars). Но мало кто помнит, что именно Вайоминг был эпицентром костяных войн, также известных как «Великая гонка за динозаврами», хотя отголоски этих войн звучат и сегодня.
06.05.2018Александр Борисович Соколов, Светлана Александровна Боринская, Елизавета Михайловна Власова, Юрий Евгеньевич Березкин
Древние мифы о происхождении человека
Проблема происхождения человека неизменно привлекает внимание публики. В ряде стран этот вопрос попадает в «топ» проблем, по которым расхождения между научными и массовыми представлениями наиболее значительны (рис. 1) [1].
27.03.2018Александр Кузнецов
Кломенгелунгель: без ханахуды, но с менголями
Не в последнюю очередь любопытство сделало человека человеком. Люди сначала активно расселялись по различным уголкам земного шара и по-своему осваивали их, а позже вольно или невольно вступали в контакты друг с другом, удивляясь сложившемуся культурному многообразию. И в наше время огромный интерес представляют традиционные практики, бытовавшие некогда в удаленных уголках нашей планеты. Особенно, если эти обычаи и социальные институты в силу разных причин были утрачены и до наших дней не сохранились.

Статьи, помеченные значком , ориентированы на подготовленного Читателя.

Статьи, рядом с которыми стоит 2 значка: - ориентированы на хорошо подготовленного Читателя.

Интересна эволюция Pediculus humanus, человеческой вши (см. Reed et al., 2004). Существует две разновидности Pediculus humanus, одна из которых встречается по всему миру, а другая - только в Африке. Генетический анализ показал, что эти две линии разделились 1.2 млн лет тому назад. (Т.е. еще во времена предков современного человека, Homo erectus). Видимо, как раз в это время группа эректусов отделилась от африканской популяции, мигрировала из Африки и обособилась (возможно, в Азии). Вместе с ней обособились и вши...