Новости антропологии
09.11.2011
Автор: С. Дробышевский

Древнейший сапиенс Европы!.. И опять древнейший сапиенс Европы!!!

На страницах журнала Nature развернулась гонка за звание древнейшего сапиенса Европы. Любопытно, что в забеге участвуют старые испытанные претенденты: фрагмент верхней челюсти с тремя зубами из Кент'с Каверн в Англии, найденный ещё в 1927 году, и два зуба из Гротта дель Кавалло в Италии, обнаруженные в 1964-м. Что же нового в таких неновых находках?

Радиоуглеродный возраст древнейших палеоантропологических находок в Европе, относимых к анатомически современным людям (по горизонтальной оси – тысячи лет). Интервал новых дат, полученных для фрагмента челюсти из Кент'с Каверн – в самом низу, выделен красным цветом. Выше показан «старый» интервал более молодых дат для этой же находки (OxA-1621). Иллюстрация из статьи Higham T. et al.

Вверху - клыки, слева направо: неандерталец (из Крапины); Кент'с Каверн; современный человек. Внизу - первые премоляры: неандерталец (из Крапины); Кент'с Каверн; современный человек. Иллюстрация из статьи Higham T. et al.

Челюсть из Кент'с Каверн. Иллюстрация из статьи Higham T. et al.

Моляры из Кавалло. Иллюстрация из статьи Benazzi S. et al.

Находка №1

Челюсть из Кентской пещеры неоднократно датировалась. До сих пор датировки получались большими, но не чересчур: 30,9, 31,1, самое большее – 34,7-36,4 тысяч лет назад. Но прогресс не остановить! Новейшие методы очистки образцов от позднейших загрязнений позволили уточнить возраст кентского человека, он оказался равным 41,5-44,2 тысяч лет назад. А это древнее предыдущего рекорда для номинации "древнейший сапиенс Европы", принадлежавшего нижней челюсти из румынской Пештера ку Оаз и составлявшего 41-42 тысяч лет назад. Правда, в Пештере находка куда как более представительная – всё же целая челюсть (есть ещё и череп, но он "совсем молодой" – "каких-то" 35 тысяч лет), но не всё же сразу. В Кентской пещере, кстати, тоже имеются другие, более молодые находки. Главное, что зубы из челюсти Кент'с Каверн 4 имеют более-менее сапиентное строение. Правда, они очень сильно стёрты, но большинство их параметров не выходят за рамки изменчивости сапиенсов. Стоит, впрочем, оговориться, что некоторые (и даже многие) признаки можно расценить и как неандертальские: тавродонтизмСтроение зубов, при котором зубная полость сильно увеличена. (увеличенная пульпа зуба), очень массивные корни клыка и моляраКоренной зуб. К молярам относятся задние зубы верхней и нижней челюсти, служащие для пережёвывания пищи.; у премоляраПредкоренной или малый коренной зуб; у человека два премоляра находятся с обеих сторон за клыками, перед коренными зубами. корень очень грацильныйНе массивный, небольшой, тонкий, хрупкий. – "сапиентный" – зато очень длинный, коронки имеют очень большие размеры. Так что сторонники версии позднего заселения сапиенсов в Европу могут серьёзно спорить с интерпретацией, приведённой в "Nature".

Если быть точным, радиоуглеродное датирование в Кент'c Каверн проводилось не по самой челюсти. В приложении к статье говорится, что после того, как в музее, где хранится данная челюсть, было получено разрешение на ее передатирование, из челюсти очень осторожно извлекли 3-й премоляр. Затем в нем высверлили отверстие таким образом, чтобы оно не было заметно после возвращения зуба на место. Поскольку сам зуб небольшой, удалось получить только 89 мг дентина, а от этой крошечной порции после ультрафильтрациии осталось всего 0.4% коллагена. Увы, этого оказалось слишком мало для надежного датирования. Поэтому пришлось ограничиться датировками костей животных, залегавших в слоях выше и ниже челюсти. Это вполне допустимый метод, поскольку есть основания предполагать, что стратиграфическая последовательность не нарушена, т.е. и челюсть, и кости животных залегали «на своих оригинальных местах».

Находка №2

Подобный же спор относительно таксономической принадлежности других двух зубов – из итальянской пещеры Кавалло – на данный момент закончился в пользу сапиенсов. Два верхних молочных моляра – первый и второй – раньше определялись как неандертальские. Их новая датировка – 43-45 тысяч лет назад. Замечательно, что зубы в Кавалло найдены в слое с орудиями культуры улуццо. Эта культура, наряду с шательперроном, имеет мустьерскую основу, но и явные черты верхнего палеолита; в Кавалло индустрия рассматривается как верхний палеолит "с обликом культуры улуццо". Некоторые археологи склонны рассматривать эту особенность как артефакт – результат перемешивания мустьерских и верхнепалеолитических слоёв, другие – как свидетельство заимствования неандертальцами верхнепалеолитических новаций у сапиенсов, третьи – как доказательство независимого возникновения верхнепалеолитической индустрии у неандертальцев. До сих пор считалось, что создателями шательперрона и улуццо были неандертальцы. В пользу такого заключения приводилась мустьероидность самих культур (но это, понятно, косвенный аргумент) и принадлежность черепа и костей из Сен-Сезера, найденных в слое с шательперроном, явному неандертальцу, хотя и с некоторыми прогрессивными чертами (в виде подбородочного выступа, например). Относительно улуццо доказательств явно не хватало; одним из них и были зубы из Кавалло. Первоначально они были идентифицированы как "укладывающиеся в размах изменчивости неандертальцев". Теперь же группа исследователей показала, что по комплексу особенностей эти зубы вполне сапиентные и имеют даже очень современное строение – более современное, чем у большинства верхнепалеолитических людей. Многомерный анализ главных компонент, привлечённый для обсчёта параметров зубов из Кавалло, правда, не очень годится при сравнении сильно различающихся групп, но такова уж странная традиция зарубежной антропологии. Главное, что разница Кавалло и неандертальцев получилась очень уж наглядная.

Кстати, окончательно решить спор о неандерталоидности или сапиентности людей из Кентской пещеры и Кавалло мог бы генетический анализ. А вдруг это вообще метисы? Где вы, палеогенетики?!

Правда, сапиентность людей из Кентской пещеры и Кавалло, даже будь она доказана не на основании изменчивых одонтологических признаков, а, скажем, по строению целого черепа, всё же не говорит о том, были ли эти древнейшие сапиенсы Европы предками кроманьонцев. Напомним, что часть археологов считает, что неандертальцев подкосили экологические потрясения, вызванные извержениями вулканов в Италии и на Кавказе (см. видео на нашем сайте), и эти же катаклизмы могли стереть с лица Европы и сапиенсов-пионеров. Что ж, трудна дорога первопроходца...

Все эти новые данные можно расценивать и как дополнительное подтверждение идеи, согласно которой расселение сапиенсов за пределы Африки не происходило в результате "волны миграции", а осуществлялось неоднократно и постепенно. Кто-то, осваивая неандертальские вотчины, расчищал дорогу новым поколениям, но пал от невзгод ледникового периода. Кому-то повезло больше.

Остаётся надеяться, что в руки археологов и антропологов попадут более полные останки очередных "древнейших сапиенсов Европы" и мы сможем судить о них не только по зубам.

Причина

вымирания неандертальцев – вулканическая зима?

Когда в 1817 г. с корабля спускали лошадь для короля Помаре, канаты лопнули, и ло­шадь упала в воду; туземцы [таитяне] немедленно спрыгнули за борт и своими криками и тщетными усилиями помочь животному чуть не утопили его. Но как только лошадь добралась до берега, все население бросилось бежать, стараясь спрятаться от этой «носящей человека свиньи», как они окрестили лошадь.

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 441.