Новости антропологии
14.08.2013

Исследователь методик творчества Игорь Викентьев рассказал редактору АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ о механизмах появления лженауки

Петербургский исследователь технологий творчества Игорь Леонардович Викентьев  дал большое интервью Александру Борисовичу Соколову - редактору научно-просветительского портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ - о механизмах зарождения лжеучёных и самой лженауки.

Игорь Леонардович Викентьев

И.Л. Викентьев выделяет несколько механизмов появления лженауки, один из которых – создание ресурса для развития лженауки самими учёными. В своих комментариях исследователь также уделяет внимание вненаучным факторам как мощному двигателю лженауки и негативной роли современных СМИ как источнику соблазнов для слабых, но желающих славы представителей мира науки.

Кроме того, лженаука рассматривается им как нарушение системы научных принципов.

В заключение исследователь приводит пессимистичный прогноз по поводу отношений: «Наука – лженаука» и оптимистичный прогноз по выходу из сложившейся ситуации.

Игорь Леонардович Викентьев более 30 лет занимается изучением механизмов творчества, и многократно сталкивался с псевдонаучными спекуляциями в этой области. «Тысячи плохих учёных своими многолетними нерезультативными действиями создают благоприятную почву для появления лженауки, – говорит он. – Неконкурентоспособность науки в той или иной области – ещё не лже-наука, но готовый пищевой ресурс для её развития».

Учитывая объём и новизну материала, приводим его оглавление, чтобы читатели могли увидеть план интервью, так сказать, "с птичьего полета":

Дополнительная информация - нескольких десятков материалов по лженауке, опубликованных на портале VIKENT.RU:

50 лет назад предположение, что физик может определить возраст куска дерева с помощью чисто физических, лабораторных методов, показалось бы полным абсурдом. В этом и состоит реальная увлекательность археологии и жизни вообще: горизонт того, что может быть познано, не ограничен тем, что уже познано. И конечно, развитие радиоуглеродного метода есть само по себе захватывающее интеллектуальное приключение.

Барбара Мертц. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы // Москва, «Центрполиграф», 2007. Найдено Е. Шутовой.