Новости антропологии
14.08.2013

Исследователь методик творчества Игорь Викентьев рассказал редактору АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ о механизмах появления лженауки

Петербургский исследователь технологий творчества Игорь Леонардович Викентьев  дал большое интервью Александру Борисовичу Соколову - редактору научно-просветительского портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ - о механизмах зарождения лжеучёных и самой лженауки.

Игорь Леонардович Викентьев

И.Л. Викентьев выделяет несколько механизмов появления лженауки, один из которых – создание ресурса для развития лженауки самими учёными. В своих комментариях исследователь также уделяет внимание вненаучным факторам как мощному двигателю лженауки и негативной роли современных СМИ как источнику соблазнов для слабых, но желающих славы представителей мира науки.

Кроме того, лженаука рассматривается им как нарушение системы научных принципов.

В заключение исследователь приводит пессимистичный прогноз по поводу отношений: «Наука – лженаука» и оптимистичный прогноз по выходу из сложившейся ситуации.

Игорь Леонардович Викентьев более 30 лет занимается изучением механизмов творчества, и многократно сталкивался с псевдонаучными спекуляциями в этой области. «Тысячи плохих учёных своими многолетними нерезультативными действиями создают благоприятную почву для появления лженауки, – говорит он. – Неконкурентоспособность науки в той или иной области – ещё не лже-наука, но готовый пищевой ресурс для её развития».

Учитывая объём и новизну материала, приводим его оглавление, чтобы читатели могли увидеть план интервью, так сказать, "с птичьего полета":

Дополнительная информация - нескольких десятков материалов по лженауке, опубликованных на портале VIKENT.RU:

Учёные против мифов - 11. Москва, МИСиС, 19 октября

Во время раскопок триасовых позвоночных в Оренбуржье профессор Виталий Георгиевич Очев использовал бульдозер для вскрытия костеносного пласта. Недалеко от места раскопок проходила дорога. Мощный свежевырытый котлован, в котором виднелись кости, привлекал внимание прохожих и крайне любопытных местных пастухов. Палеонтологи стали думать, как обезопасить окаменелости от незваных гостей... и установили у котлована дощечку с надписью "Осторожно. Электрокардиограмма". Способ себя оправдал - на раскопку никто не заходил.

Очев В.Г. Еще не пришли динозавры. Саратов, 2000.  Цитируется по: "ПалеоМир" 1 (4) 2008 г., с. 86.