Новости антропологии
14.08.2013

Исследователь методик творчества Игорь Викентьев рассказал редактору АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ о механизмах появления лженауки

Петербургский исследователь технологий творчества Игорь Леонардович Викентьев  дал большое интервью Александру Борисовичу Соколову - редактору научно-просветительского портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ - о механизмах зарождения лжеучёных и самой лженауки.

Игорь Леонардович Викентьев

И.Л. Викентьев выделяет несколько механизмов появления лженауки, один из которых – создание ресурса для развития лженауки самими учёными. В своих комментариях исследователь также уделяет внимание вненаучным факторам как мощному двигателю лженауки и негативной роли современных СМИ как источнику соблазнов для слабых, но желающих славы представителей мира науки.

Кроме того, лженаука рассматривается им как нарушение системы научных принципов.

В заключение исследователь приводит пессимистичный прогноз по поводу отношений: «Наука – лженаука» и оптимистичный прогноз по выходу из сложившейся ситуации.

Игорь Леонардович Викентьев более 30 лет занимается изучением механизмов творчества, и многократно сталкивался с псевдонаучными спекуляциями в этой области. «Тысячи плохих учёных своими многолетними нерезультативными действиями создают благоприятную почву для появления лженауки, – говорит он. – Неконкурентоспособность науки в той или иной области – ещё не лже-наука, но готовый пищевой ресурс для её развития».

Учитывая объём и новизну материала, приводим его оглавление, чтобы читатели могли увидеть план интервью, так сказать, "с птичьего полета":

Дополнительная информация - нескольких десятков материалов по лженауке, опубликованных на портале VIKENT.RU:

«Приведем отрывок из статьи с гордым названием «Человек», вышедшей в № 4 за 1929 г., где была использована следующая вырезка из «Журналь де деба» (13 августа 1929), представляющего результаты химического анализа организма человека: «Жира в чело­веческом теле хватит на то, чтобы сделать из него 7 кусков мыла. В его организме железа столько, что хватит на гвоздь среднего размера, а сахара - чтобы подсластить одну чаш­ку кофе. Из его фосфора можно сделать 2 200 спичек... Все это сырье можно оценить в 25 франков»».

Предоставлено Викентьевым И.Л.