Новости антропологии
03.09.2014
Автор: А.К.

Свидетельство изобразительной деятельности у неандертальцев?

В выпуске Трудов Американской Академии Наук от 2 сентября 2014 г. опубликовано сообщение сотрудника Гибралтарского Музея К. Финлейсона и его испанских коллег о рисунке, процарапанном на стене пещеры Горэм в Гибралтаре [Rodr?guez-Vidal et al., 2014]. Он обнаружен при разборке непотревоженного слоя с мустьерскими орудиями древностью до 39 тыс. лет (рис. 1), а значит, должен быть несколько древнее этой даты.

Рис. 1. Кварцитовые мустьерские орудия из слоя IV пещеры Горэм, с которым соотносится рисунок. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Рис. 2. «Решетка» на стене пещеры Горэм. А – фото, В – прорисовка. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Рисунок, размером около 21 х 17 см, представляет собою решетку неправильной формы, которая образована пересекающимися бороздами, прочерченными, по-видимому, каменным орудием по известняково-доломитовой стене пещеры (рис. 2). Данный вывод подтверждается результатами экспериментов по воспроизведению рисунка.

Как известно, большинство исследователей не верит в то, что неандертальцы были способны к какой-либо изобразительной деятельности. Данное свидетельство, по-видимому, опровергающее такой взгляд, представляет особый интерес, потому что относится к самому последнему этапу существования неандертальцев на Европейском континенте – к периоду их сосуществования с людьми современного типа. Еще недавно высказывались сомнения в том, что такое сосуществование имело место. Однако недавнее исследование, проведенное Т. Хайемом с соавторами, показало, что неандертальцы исчезли 39-41 тыс. лет назад, тогда как люди современного типа пришли в Европу несколько раньше – 43-44 тыс. лет назад [Higham et al., 2014]. Сосуществование двух групп гомининов на европейском континенте, согласно этим результатам, могло длиться от 2,6 до 5,4 тыс. лет.

Этого срока вполне достаточно для усвоения аборигенами культурного опыта у пришельцев с юга. Многие полагают, что ускорение культурной динамики, практически отсутствовавшей у неандертальцев до появления сапиенсов, было связано именно с данным событием. Похоже, что рисунок на стене гибралтарской пещеры косвенно подтверждает эту гипотезу. А вывод генетиков о небольшой неандертальской примеси у неафриканских сапиенсов дает этому еще одно подтверждение. Сапиенсы, кстати, тоже начинали не с великолепной пещерной живописи, а с неумелых штриховок, подобных той, что найдена на куске охры в Бломбосе (ЮАР). Только произошло это минимум на 35 тыс. лет раньше, и не в Европе, а в Африке.

• Higham T., Douka K., Wood R. et al. The timing and spatiotemporal patterning of Neanderthal disappearance // Nature. 2014. 21 August. DOI: 10.1038/nature13621.
  • Rodr?guez-Vidal J., d’Errico F., Pacheco F.G. et al. A rock engraving made by Neanderthals in Gibraltar // Proceedings of the National Academy of Sciences of USA. 2014. 2 September. DOI: 10.1073/pnas.1411529111.

Изо всего, что видел Йорк (огнеземелец, путешествовавший на «Бигле» с экспедицией Чарльза Дарвина – прим. редактора)  за время своего пребывания в чужих краях, ничто так не пора­зило его, как страус близ Мальдонадо; задыхаясь от изумления, он подбежал к м-ру Байно, с которым вышел прогуляться: «О мистер Байно, о! птица совсем как лошадь!»