Новости антропологии
03.09.2014
Автор: А.К.

Свидетельство изобразительной деятельности у неандертальцев?

В выпуске Трудов Американской Академии Наук от 2 сентября 2014 г. опубликовано сообщение сотрудника Гибралтарского Музея К. Финлейсона и его испанских коллег о рисунке, процарапанном на стене пещеры Горэм в Гибралтаре [Rodríguez-Vidal et al., 2014]. Он обнаружен при разборке непотревоженного слоя с мустьерскими орудиями древностью до 39 тыс. лет (рис. 1), а значит, должен быть несколько древнее этой даты.

Рис. 1. Кварцитовые мустьерские орудия из слоя IV пещеры Горэм, с которым соотносится рисунок. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Рис. 2. «Решетка» на стене пещеры Горэм. А – фото, В – прорисовка. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Рисунок, размером около 21 х 17 см, представляет собою решетку неправильной формы, которая образована пересекающимися бороздами, прочерченными, по-видимому, каменным орудием по известняково-доломитовой стене пещеры (рис. 2). Данный вывод подтверждается результатами экспериментов по воспроизведению рисунка.

Как известно, большинство исследователей не верит в то, что неандертальцы были способны к какой-либо изобразительной деятельности. Данное свидетельство, по-видимому, опровергающее такой взгляд, представляет особый интерес, потому что относится к самому последнему этапу существования неандертальцев на Европейском континенте – к периоду их сосуществования с людьми современного типа. Еще недавно высказывались сомнения в том, что такое сосуществование имело место. Однако недавнее исследование, проведенное Т. Хайемом с соавторами, показало, что неандертальцы исчезли 39-41 тыс. лет назад, тогда как люди современного типа пришли в Европу несколько раньше – 43-44 тыс. лет назад [Higham et al., 2014]. Сосуществование двух групп гомининов на европейском континенте, согласно этим результатам, могло длиться от 2,6 до 5,4 тыс. лет.

Этого срока вполне достаточно для усвоения аборигенами культурного опыта у пришельцев с юга. Многие полагают, что ускорение культурной динамики, практически отсутствовавшей у неандертальцев до появления сапиенсов, было связано именно с данным событием. Похоже, что рисунок на стене гибралтарской пещеры косвенно подтверждает эту гипотезу. А вывод генетиков о небольшой неандертальской примеси у неафриканских сапиенсов дает этому еще одно подтверждение. Сапиенсы, кстати, тоже начинали не с великолепной пещерной живописи, а с неумелых штриховок, подобных той, что найдена на куске охры в Бломбосе (ЮАР). Только произошло это минимум на 35 тыс. лет раньше, и не в Европе, а в Африке.

• Higham T., Douka K., Wood R. et al. The timing and spatiotemporal patterning of Neanderthal disappearance // Nature. 2014. 21 August. DOI: 10.1038/nature13621.
  • Rodríguez-Vidal J., d’Errico F., Pacheco F.G. et al. A rock engraving made by Neanderthals in Gibraltar // Proceedings of the National Academy of Sciences of USA. 2014. 2 September. DOI: 10.1073/pnas.1411529111.

Поскольку эти крайне забавные и любознательные представители живущего рода Simiae, на которых невозможно смотреть без восторга и изумления, столь похожи на человека, естествоиспытатели должны всячески стараться понять их. Приходится только удивляться, почему столь жаждущий новых познаний человек поступал до сих пор так неблагоразумно, что не попытался рассеять мрак, окружающий Troglodytes, своих ближайших родственников ... Что, спрашивается, может доставить человеку (не исключая даже и самих монархов) большее удовольствие, нежели созерцание рядом с собой этих столь домашних животных, которыми никогда не надоест любоваться? Разве трудно Королю достать этих животных, за что, безусловно, вся нация склонится перед ним в благодарном поклоне?