Новости антропологии
15.03.2015
Автор: А. Соколов

100 лет спустя Крапина преподносит сюрпризы. Древнейшее ожерелье из когтей

Это стало уже своеобразным клише. Нынче любая статья об искусстве неандертальцев, украшениях неандертальцев, погребениях неандертальцев начинается с заявления: «Считается, что так могут только Homo sapiens…» Не сменить ли пластинку?? Давно уже мы смирились с тем, что и гравировки, и могилки, и украшения из ракушек или перьев – всё это у неандертальцев, хоть изредка, но встречалось.

Неандерталец с когтями на шее. Художник: Mauro Cutrona. Источник: http://www.livescience.com/12938-neanderthals-bird-feathers-symbolic.htm

Черепа из Крапины. Источник: http://neanderthalis.blogspot.ru/2008/05/krapina-yacimiento-con-884-fsiles.html

8 когтей и фаланга из Крапины. (Zagreb: Luka Mjeda)

Коготь Krapina 385.1. Показаны три отметины от орудий: а, b, с. У всех края сглажены. d - область истертости. Фото из обсуждаемой статьи.

Коготь Krapina 385.4. а - сильно отполированная область и два следа от орудий над ней (показаны стрелкой). Фото из обсуждаемой статьи.

Коготь Krapina 385.5. Фото из статьи Ламбрехта 1933 г. (Lambrecht K. Handbuch der palaeornithologie Berlin: Gebruder Borntraege)

Коготь Krapina 385.4 и фаланга 386.18. Стрелкой показана сильно отполированная область. Фото из обсуждаемой статьи.

Вопрос в другом – до чего неандертальцы дошли своим умом, а что сплагиатили у наших пращуров, кроманьонцев?  Мы, конечно, болеем за неандертальцев, и очень радуемся новым фактам в пользу неандертальской смекалки:  это еще как посмотреть, кто у кого сплагиатил!

Сегодня новость как раз такого рода. Интересна она еще и потому, что речь не о новых находках, а напротив, об очень старых, на которые наконец обратили внимание. Слыхали про Крапину? Наверняка слыхали, но всё же напомню. Крапина – это городок на севере Хорватии, в окрестностях которого есть знаменитый на весь мир скальный навес. Под этим навесом еще в 1899 году палеонтологом Горяновичем-Крамбергером открыто богатейшее захоронение неандертальцев. За несколько лет раскопок в Крапине нашли более 900 фрагментов человеческих костей, более сотни каменных орудий, а останков животных - без счёту.

Мрачноватый оттенок открытию придало то, что все добытые здесь человеческие кости были расколоты, некоторые – обожжены, и лежали вперемешку с точно так же раздробленными костями животных. При этом, на человеческих костях нет следов зубов падальщиков, зато полно отметин от каменных орудий.

Конечно, возникла идея, что крапинскую пещеру некогда населяли жестокие каннибалы.

Более того,  некоторые исследователи заметили, что гоминид Крапины можно при желании разделить на две группы  – массивную («неандерталоидную») и грацильнуюНе массивный, небольшой, тонкий, хрупкий. («сапиентную»). На этом основании немецкий антрополог Герман Клаач в 1920 году предположил, будто в Крапине произошла стычка неандертальцев и кроманьонцев,  «битва за овладение пещерой», и победители съели побежденных. Позднее выяснилось, что  массивные и грацильные гоминиды Крапины – это, скорее всего, просто неандертальские мужчины и женщины. Когда был определен геологический возраст гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников. Крапины – 130 тысяч лет – стало очевидно, что останки крапинских людей относятся к времени, когда никаких кроманьонцев в Европе еще в помине не было.

Сейчас от стоянки, основательно раскопанной более 100 лет назад, практически ничего не осталось. Однако палеонтологи подробно задокументировали находки, а все материалы были отправлены в Хорватский музей естественной истории в Загребе, где и хранятся по сей день.

Как я сказал выше, помимо человеческих останков, в Крапине найдены тысячи костей животных. Видимо, древние обитатели Крапины любили крупную дичь - здесь преобладают  носороги, пещерные медведи, быки. И вдруг, среди них – 29 птичьих костей. Тоже объект охоты? Но половина найденных костей относятся к орлам и совам. Не самая лакомая добыча. Вот этими костями и заинтересовалась в 2013 г. американо-хорватская группа ученых, чья статья только что опубликована в журнале PLoS One.

Особое внимание исследователей привлекли 8 когтей орлана-белохвоста (а также концевая фаланга пальца, относящаяся к одному из когтей). Все когти, видимо, происходят из «слоя пещерного медведя», названного так Горяновичем-Крамбергером за большое количество останков этих ископаемых животных. Когти схожи по цвету и сохранности и, вероятно, были захоронены в одном месте и в одно время. Исследователи прикинули, что  останки относятся к трем-четырем взрослым птицам.

На 4 когтях и на фаланге имеются многочисленные следы орудий.

Надо сказать, что когти хищных птиц – вообще редкая археологическая находка, и впервые в таком количестве они обнаружены на неандертальской стоянке. Конечно, подобное находят не в первый раз. В 2012 году мы узнали об орлиных когтях в Комб-Гренале (90 тыс. л.н.) и в Ле Фьё (60-40 тыс. л.н.), обе пещеры на юго-западе Франции, в обеих жили неандертальцы.  Исследователи уже тогда предположили, что когти эти – неспроста.

И вот – аналогичный случай, только уже целых 8 когтей, причем более древних!

Авторы исследования доказывают, что эти 8 когтей, возможно, составляли украшение – ожерелье или браслет, и именно в таком виде, как одно целое, были утеряны доисторическим владельцем.

«Какие ваши доказательства?»

Отметины на когтях изучили под микроскопом и убедились, что это действительно следы деятельности человека, а не результат природных процессов. Судите сами:

• Во-первых, отметины встречаются только у основания когтей, в том месте, где коготь соединяется с фалангой пальца.
  • Во-вторых, отметины имеют характерную V-образную форму и идут параллельно друг другу.

Однозначно: древний человек старался перерезать сухожилия, чтобы отделить когти от концевых фаланг. Зачем же это ему?  Ведь на орлиных пальцах ни мяса, ни перьев нет.

Что еще  интересно:

• края отметин на когтях – не острые, а сглаженные, в отличие от подобных следов на других костях, найденных в Крапине. По мнению авторов, такое сглаживание могло возникнуть в результате трения о веревку или жилу, которой в этом месте был обернут коготь. Мы уже знаем, что неандертальцы во Франции могли изготовлять веревки из волокон растительного или животного происхождения (см. статью 2013 г.). Почему бы не делать это неандертальцам Крапины?
  • у основания когтей есть сильно, до блеска отполированные участки (фасетки), образовавшиеся от длительного контакта с неким твердым объектом. Истертости послабее наблюдаются и на боковой поверхности когтя.  Исследователи показывают, что такие фасетки и истертости никак не могли возникнуть при жизни птицы. Может быть, это результат трения когтей друг о друга, когда они  были частью ожерелья и висели рядышком на веревочке?

Далее авторы рассуждают: на птиц неандертальцы охотились редко. Могли ли останки орлана-белохвоста попасть в слой случайно? Едва ли. Орланы-белохвосты строят гнезда на деревьях или на скалах, но не в пещерах.  Скорее всего, птиц принесли на стоянку люди.

Орлан-белохвост – весьма агрессивный дневной хищник, размах его крыльев достигает двух метров. Попробуй-ка поймай такого, а тем более трёх! Может, неандертальцы находили мертвых птиц? Однако авторы считают, что найти трех дохлых орлов сложнее, чем поймать живых.

Мы на АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ известные скептики. Однако аргументация авторов статьи выглядит убедительно. Сразу восемь когтей орланов в одном слое. Многочисленные зарубки у основания когтя. Характерные истертости.  Придется поверить, что в Крапине действительно найдены древнейшие украшения неандертальцев. Более того,  древнейшие украшения в Европе.

Погодите… 130 тысяч лет? Да это ведь древнейшие украшения в мире!

P.S. Читаем изложение этой статьи на сайте РИА Новости и восхищаемся журналистским задором. Безымянный автор, как говорится, аццки жжот (красный шрифт наш):

«Фреер и его коллеги проверили эту гипотезу, сравнив рисунок царапин на поверхности когтей при помощи микроскопа и вычислив их возраст по долям изотопов урана в них. Эти простые приемы подтвердили их подозрения — когти действительно были "одногодками", и рисунок декоративных V-образных царапин и выточенных углублений на некоторых из них практически полностью совпадал. Часть когтей была отполирована, что говорит об их ценности для жителей пещеры.»  (РИА Новости, 11 марта 2015

Вот сколько всего завертелось в одном абзаце!

• Сообщение о том, что в 1995 году слои Крапины датировали методом урановых серий, превратилось в рассказ про то, как автор нового исследования  Дэвид Фреер лично вычислял возраст по «долям изотопов урана» в когтях. И, видимо, получил дату с точностью до года. По мнению журналиста, это "простой прием". На самом деле это новое слово в методах датирования!
  • V-образные следы орудий стали «декоративными», добавились «выточенные углубления», а их «рисунок полностью совпадал» – простите, совпадал с чем?
  • Затёртости на когтях в воображении журналиста мутировали в тщательную полировку ценных коготков жителями пещеры.

И это не блог Васи Пупкина, это РИА Новости. Отсюда переписывают другие СМИ... Дорогие наши журналисты! Учите английский и читайте первоисточники!

Первоисточник вот:

...в шестом-седьмом  тысячелетиях до н. э. культивируемые растения в Техуакане, по подсчетам Мак-Нейша, составили от нуля до шести процентов всей употребляемой пищи. Следующий этап (пять тысяч—три тысячи четыреста лет назад) — 14%. Тысячелетием позже — 25%. После 1500 года до н. э. — 40%. И по-прежнему все еще значительна — 31% — была доля диких растений. Так называемая неолитическая революция длилась тысячелетия. И тем не менее она была колоссальным скачком, величайшим переворотом.

Варшавский А.С.  Колумбы каменного века. М., «Знание»,1978 г., с. 94.