Новости антропологии
02.11.2015
Автор: А. Соколов

Цветы в пещере Шанидар. Кто виноват — Человек или пчёлы?

Как вы думаете, какие останки живых организмов встречаются почти в любой осадочной породе? Трилобиты? Зубы динозавров? Правильный ответ - споры и пыльца! Они есть там, где нет ни костей, ни зубов, ни археологии - ничего. Растения производят пыльцу в огромном количестве, а ветер разносит на многие километры; пыльца стойка к разрушению и может храниться в земле миллионы лет. А еще здорово, что споры и пыльцу различных видов растений – под микроскопом, конечно – можно отличить друг от друга. Поэтому палинолог – специалист по спорам и пыльце – может очень помочь археологам, антропологам, геологам.

Подготовка погребения Шанидар IV (реконструкция). Источник: http://www.donsmaps.com/ clancave.html

Погребение Шанидар IV. Источник: Leroi-Gourhan 1975, p. 562.

Схема пещеры. Прямая линия - горизонтальный профиль, из которого брались образцы. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Вход в пещеру Шанидар. Фото из обсуждаемой статьи

Вот такие цветы растут вблизи пещеры Шанидар. Фото из обсуждаемой статьи

Разработаны специальные шкалы, показывающие, в какой последовательности различные виды растений сменяли друг друга с течением времени в той или иной местности.  С их помощью можно определять возраст осадочной породы. По составу ископаемой пыльцы или спор можно реконструировать палеоэкологию – какие здесь когда-то были климат и ландшафт. Спорово-пыльцевой анализ позволяет также судить о хозяйственной деятельности человека… и получать весьма неожиданные результаты!

Наверное, самая известная история на тему «неандертальцы + пыльца» – это «цветы на могиле из пещеры Шанидар».

Пещера Шанидар в Ираке раскапывается с 1953 года, здесь найдены останки десяти неандертальцев — семи взрослых и трёх детей. Предполагается, что это намеренное погребение. Возраст останков — 60 тысяч лет.

Уникальный аспект — наличие в одной из могил большого количества цветочной пыльцы. Эта особенность была обнаружена в 1972 году французским палинологом Арлетт Леруа-Гуран, которая изучала образцы грунта из погребения Шанидар IV.  Большинство образцов содержали один и тот же набор пыльцы, характерный для этой местности. Однако 2 образца резко выделялись — в них оказалось множество скоплений пыльцы, не менее чем по 100 пыльцевых зёрен в каждом. Такое бывает, если в почву попадают целые цветки. Пыльца, образовавшая скопления, относилась к 7 видам растений — эти цветы и сейчас растут в Ираке.

Могли ли они случайно попасть в пещеру? — задался вопросом  археолог Ральф Солецки. Могила находилась в 15 метрах от входа. Ни деятельность птиц или грызунов, ни окаменевшие фекалии, по мнению археолога, не могли создать такую картину. В одном из образцов, помимо того, найдено крыло насекомого, возможно, бабочки. Не на могильные цветы ли она прилетела? Солецки интерпретировал находку как часть «эстетического погребального ритуала»: возложение трогательных букетиков на могилу усопшего товарища, либо подстилка из цветов и веток деревьев, на которую уложили покойника. Однако позже исследователи обратили внимание на фармакологические свойства растений, найденных в Шанидаре (впрочем, в 1975 году медицинскую версию высказал и сам Солецки).

В статье 1991 г. Ян Лиетава подробно рассматривает этот вопрос. Вот растения, чья пыльца попала в могилу: тысячелистник, василёк летний, крестовник, мускари, хвойник безлистный, алтей. Все эти растения известны своими лекарственными свойствами и давно используются в народной медицине.

Знание трав помогло бы врачевателю каменного века залечивать раны, которые были частыми у неандертальцев. Итак, вполне возможно, что выбор данных растений обусловлен не эстетическим чувством, а их лечебными свойствами. Правда, почему лекарственные растения оказались в могиле? Неандертальцы лечили покойника? Все-таки без привлечения ритуала объяснение повисает в воздухе…

В течение ряда лет с тех пор раскопки в Шанидаре было невозможно вести. Угадайте, почему? Потому что это Ирак, детка. Наконец, специалисты снова получили доступ в пещеру. Новая статья в журнале Review of Palaeobotany and Palynology представляет первые результаты палинологических исследований в Шанидаре.

Пыльца может попадать в пещеры самыми разными способами. Ее может заносить ветром, водными потоками либо водой, просачивающейся с поверхности; животными – на их телах, с пищей, или с экскрементами. Пыльца многих цветковых растений переносится насекомыми-опылителями.  В конце концов, пыльцу может заносить и человек. Каждый из источников отличается определенным характером распределения пыльцы в пещере: например, количество пыльцы, заносимой ветром, уменьшается по мере удаления от входа; скопления цветочной пыльцы могут образовываться там, где когда-то было пчелиное гнездо.

В настоящее время в окрестностях пещеры Шанидар растут лиственные деревья, разнообразные травы,  дикие злаки. Лето здесь засушливое, а зимой много осадков.

До самого недавнего времени, зиму в пещере коротали местные жители – курды, вместе со своим скотом. Курды соорудили в пещере временные жилища, загоны для животных. Позже пещера перешла в ведение местной Службы древностей, и стала популярной среди туристов.

В апреле 2014 года ученые взялись изучить современный состав пыльцы, скапливающейся в пещере. С этой целью они собрали образцы грунта с пола пещеры и окружающей ее местности. Пробы были взяты из горизонтальных профилей  вдоль и поперек пещеры, по ее периметру, а также из отдельно выбранных точек,  в том числе из помета животных. Кроме того, образцы брались из других пещер в окрестностях Шанидара.

В опубликованной статье авторы анализируют образцы только из одного профиля – вдоль пещеры (от задней ее части к входу).

После непростой процедуры подготовки проб, с помощью оптического микроскопа исследователи определили количество и состав пыльцы в 12 образцах.

Что получилось?

В каждом образце присутствует от 120 до 500 пыльцевых зерен. При этом преобладают травянистые растения, затем идут деревья и кустарники. Состав растений весьма разнообразен – более 50 видов! Впрочем, значительная их часть – это единичные находки, и лишь немногие представлены во всех образцах. Прежде всего, это дуб, розовые, сложноцветные, злаки, латуковые и гвоздичные. Те же растения  встречаются и вне пещеры, т.е. состав пыльцы в пещере отражает общую картину в данной местности.

Значительное количество пыльцы культурных злаков в пещере может быть результатом деятельности местных жителей.

Что касается цветковых, опыляемых насекомыми, то  концентрация их пыльцы внутри пещеры выше, чем снаружи. Может быть, пыльцу в пещеру заносили пчелы? – предполагают авторы. В одном образце  цветочной пыльцы оказалось очень много  – возможно, в этом месте раньше находилось пчелиное гнездо.

Но вернемся к нашим неандертальцам.  Как вы помните, 40 лет назад исследователи доказывали, что пыльца в могиле осталась от цветков, принесенных в пещеру людьми. Однако в современных поверхностных пробах из пещеры есть все те же виды растений, что и в старом исследовании Шанидара (за исключением алтея). При этом значительная часть пыльцы сложноцветных найдена в скоплениях по 2-5 зерен. Из этого авторы новой статьи делают вывод, что и кластеры, найденные Леруа-Гуран, могли образоваться естественным путем – не люди причина, а пчелы… Увы!

Статья заканчивается на нейтральной ноте:  дальнейшее изучение состава пыльцы в пещере и за ее пределами поможет точнее реконструировать древнюю экосистему Шанидара…

Что же, про трогательные букетики на могиле неандертальца придется забыть?

Однако!

Что-то мне подсказывает, что 2-5 пыльцевых зерен (как в современных пробах) и более 100 (как у Леруа-Гуран)  – это, как говорится, две большие разницы. Мы попросили прокомментировать это исследование специалиста-палинолога, к.б.н., старшего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН Наталию Рудую. Вот ее комментарий:

«Авторы статьи 2015 г провели исследование методически правильно, но его результаты никак не опровергают утверждения Солецки 1975 года. Тогда, насколько я понимаю, были найдены  целые пыльники с большим количеством кластеризированной пыльцы, по 100 зерен. Пчелы столько не унесут!

Конечно, и в наших алтайских пещерах всегда астровых больше, чем в пробах, сделанных снаружи. Но в Шанидар-IV были кластеры, а в свежем исследовании такого нет. Пыльники, теоретически, могли разрушить, если бы авторы просеивали образцы  (при просеивании через сито на 250 микрон остались бы группы по 4-5 зерен, одна пылинка порядка 40 микрон). Но в описании исследования 2015 года про сито ничего не сказано, есть только про тяжелую жидкость.

Кроме того, если бы это были пчелы — они пыльцу везут на своих ножках, она ведь там не обязательно в кластерах. А вот слипшаяся она действительно, когда в образец попал целый пыльник, то есть он еще не созрел и пыльца не вылетела сама, не оторвалась».

Таким образом, не будем торопиться отбирать у неандертальца васильки и гвоздики. Они так идут к его глазам!

Хочется верить, что  рано или поздно в регионе настанет затишье, раскопки продолжатся, и пещера Шанидар раскроет нам свои секреты.

• Marta Fiacconi, Chris O. Hunt. Pollen taphonomy at Shanidar Cave (Kurdish Iraq): An initial evaluation // Review of Palaeobotany and Palynology, Volume 223, December 2015, pp. 87–93, doi:10.1016/j.revpalbo.2015.09.003
  • Lietava, Jan. Medicinal plants in a Middle Paleolithic grave Shanidar IV? // Journal of Ethnopharmacology. 35 (1992) 263-266.
  • Solecki, Ralph S. Shanidar IV, a Neanderthal Flower Burial in Northern Iraq // SCIENCE, VOL. 190, 28 November 1975, p. 880—881.

Благодарим за перевод оригинальной статьи Д. Третинко.

28 января - АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ в Санкт-Петербурге

Восхищенные исследователи Древнего Египта приписали египтянам изобретение множества интересных и полезных вещей, но никто никогда не воздал им должное за изобретение пагубной привычки писать на стенах туристских достопримечательностей. Привычка эта, должно быть, возникла из некоего базового человеческого стремления, ибо она сохранилась до сего дня.

Барбара Мертц. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы // Москва, «Центрполиграф», 2007.