Новости антропологии
24.01.2011
Автор: А. Соколов

ДНК хоббита: новая надежда

В 2011 году генетики из Австралийского центра древней ДНК (ACAD) при Университете Аделаиды надеются извлечь мтДНК из зуба Homo floresiensis.

Возможно, так выглядел Homo floresiensis. Иллюстрация к обсуждаемой статье

LB1 или ''Фло'' - знаменитый скелет хоббита. Фото: William Jungers, Stony Brook University. Источник: http://www.newswise.com/

Обнадеживающая статья на эту тему появилась на сайте журнала Nature 5 января.

Напомним, что в пещере Ляг Буа на острове Флорес (Индонезия) в 2003 году были сделаны сенсационные  находки, послужившие основой для описания нового вида гоминид - Homo floresiensis. Карликовый человечек ростом около метра (находку прозвали "хоббитом"), с мозгом, меньше, чем у шимпанзе,  обитал на Флоресе всего-то 18 тысяч лет назад.  Полагают, что данная карликовая форма возникла в результате многих тысяч лет изоляции на острове, эволюционировав из кого-то вроде Homo erectus.  Впрочем, ряд исследователей до сих пор отстаивает точку зрения, что перед нами - всего лишь патологический сапиенс, микроцефал...

Напомним, что в пещере Лянг Буа на острове Флорес (Индонезия) в 2003 году были сделаны сенсационные  находки, послужившие основой для описания нового вида гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников. - Homo floresiensis. Карликовый человечек ростом около метра (находку прозвали "хоббитом"), с мозгом, меньше, чем у шимпанзе,  обитал на Флоресе всего-то 18 тысяч лет назад.  Полагают, что данная карликовая форма возникла в результате многих тысяч лет изоляции на острове, эволюционировав из кого-то вроде Homo erectus.  Впрочем, ряд исследователей до сих пор отстаивает точку зрения, что перед нами - всего лишь патологический сапиенс, микроцефал...

Зуб, который собираются использовать в качестве источника ДНК, был найден в пещере Ляг Буа в 2009 г. Драгоценный премолярПредкоренной или малый коренной зуб; у человека два премоляра находятся с обеих сторон за клыками, перед коренными зубами. берегут, хранят в холоде и страются не допустить его загрязнения. Но даже если в нем осталось хоть сколько-то древней ДНК, то под действием теплого и влажного тропического климата эта ДНК должна была развалиться на очень мелкие фрагменты, что затрудняет использование существующих методов.

Тони  Джубиантоно (Tony Djubiantono), директор Национального центра археологии в Джакарте (где хранится зуб), говорит что технологии извлечения ДНК сейчас усовершенствованы настолько, что позволят преодолеть имевшиеся трудности. Таким образом, появляется захватывающая возможность наконец разобраться в происхождении хоббита.

Если удастся извлечь из зуба ДНК (речь идет, конечно, о митохондриальной ДНК), то сравнив ее последовательность с "дэ-эн-ками" других видов человека (современных и древних сапиенсов, неандертальцев или новоиспеченных "денисовцев"), можно положить конец спорам насчет Homo floresiensis. Мы получим ответ на вопрос: всё-таки, это самостоятельный вид, или нездоровый сапиенс? Ну а если это не сапиенс, а действительно сохранившийся в изоляции (пусть и обмельчавший) потомок некого архаичного Homo, то это вообще страшно интересно!

Это уже не первая попытка...

5 лет назад две команды, одна из  ACAD, и другая из известного Института эволюционной антропологии  им. Макса Планка в Лейпциге, уже пытались извлечь мтДНК из другого зуба хоббита, найденного в 2003 году. Обе попытки провалились.

Теперь команда во главе с Кристиной Адлер, генетиком из ACAD, пришла к выводу,  что причина этой и ряда других неудач - в несовершенстве стандартных процедур извлечения ДНК.

Адлер и ее коллеги сравнили, какое воздействие оказывают на образец различные методы извлечения мтДНК. С этой целью было обследовано 42 древних образца со всего мира (останков людей и животных, возрастом  до 7 500 лет). Результаты этого исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science в ноябре 2010 г.

Выяснилось вот что:

Во-первых, при извлечении мтДНК из древних зубов традиционно стараются добраться до дентина, внутренней ткани зуба. Но по данным команды Адлер, зубной цемент, или корешковая кора (т.е. ткань, покрывающая корни зуба), содержит в 5 раз больше мтДНК, чем дентин! Вот где искать надо!

Во-вторых, чтобы извлечь ДНК, часто использовалось сверление на высокой скорости (считается, что такой метод сводит повреждения образца к минимуму). Исследование показало, что на высоких скоростях (более 1000 оборотов в минуту) вырабатывается тепло, которое разрушает ДНК, приводя в падению результативности в 30 раз!

Если же сверлить на меньшей скорости (100 оборотов в минуту) - можно избежать этой проблемы. "Странно, что исследователи сверлили на высоких скоростях. Ведь любому дантисту известно, что это вредно для зубов", говорит Адлер.

Итак, в новом исследовании ученые будут сверлить зуб на низкой скорости, и постараются извлечь ДНК из корешковой коры.

Адлер считает, что новая методика позволит добыть ДНК из многих древних образцов, с которыми раньше ничего не получилось.

Правда, не все разделяют ее оптимизм. Например, Мэтью Коллинз, специалист  из Йоркского университета (Великобритания), пишет, что температуры на месте раскопок всё-таки слишком велики, и от молекул ДНК в зубе хоббита уже мало что осталось.

Экспериментаторы же не теряют надежды. С помощью новой методики им уже удалось извлечь мтДНК из зуба свиньи возрастом в 6000 лет, найденного на Флоресе в 2007 году.

Ну, будем и мы надеяться. Кто знает, что за сюрпризы нас ждут? Учитывая историю с денисовцем, может оказаться, что больше всего хоббитовских генов обнаружат у каких-нибудь эскимосов...

...в шестом-седьмом  тысячелетиях до н. э. культивируемые растения в Техуакане, по подсчетам Мак-Нейша, составили от нуля до шести процентов всей употребляемой пищи. Следующий этап (пять тысяч—три тысячи четыреста лет назад) — 14%. Тысячелетием позже — 25%. После 1500 года до н. э. — 40%. И по-прежнему все еще значительна — 31% — была доля диких растений. Так называемая неолитическая революция длилась тысячелетия. И тем не менее она была колоссальным скачком, величайшим переворотом.

Варшавский А.С.  Колумбы каменного века. М., «Знание»,1978 г., с. 94.