English Deutsch
Новости
Новости антропологии
27.10.2016
Автор: Юлия Новикова

Неандертальцы, денисовцы и кто-то третий

Неизвестный вид человека оставил след в ДНК меланезийцев - к таким выводам пришли специалисты из университета Техаса.

Папуасы. Источник: http://p-i-f.livejournal.com/5211905.html

Ведущий автор исследования, генетик Райан Болендер, сообщил, что его команда проанализировала ДНК жителей Меланезии, сравнила их с ДНК африканцев, неандертальцев и денисовцев и обнаружила в геноме папуасов «следы» неизвестных науке гоминид. По словам исследователя, значительная часть примеси древней ДНК, которую до этого принимали за денисовскую, на самом деле относится к какому-то третьему ископаемому виду человека. С неожиданными результатами Райан Болендер выступил на ежегодном собрании американского общества генетики человека. Конечно, пока результаты исследования не опубликованы в солидном научном журнале, специалисты не торопятся с выводами. Однако к результатам, схожим с выводами Болендера, независимо пришла команда специалистов из Музея естественной истории Дании. Авторы исследования, опубликованного в Nature, изучили геномы 25 папуасов и 83 австралийских аборигенов и также нашли следы ДНК, «похожей на денисовскую» («Denisovan-like DNA»), но все же отличающейся и, возможно, происходящей от других неизвестных гоминид.

«Кем был этот вид, мы не знаем», - признались датские учёные.

Правда, некоторые антропологи считают, что «нечто похожее на следы денисовцев» - это и есть «следы денисовцев». Ведь денисовцы известны только по нескольким находкам из одной-единственной пещеры на Алтае. Анализ даже этих находок показал, что денисовцы были генетически весьма разнообразны и, вероятно, широко расселились по Евразии. Поэтому нет ничего удивительного, что с предками меланезийцев могла скрещиваться какая-то южная популяция денисовцев, отличавшаяся от древних обитателей Алтая.

Надо сказать, сообщения о метисации наших предков с неизвестными гоминидами появляются не впервые. Так, в 2012 году другая команда учёных заявила, что в ДНК африканцев – охотников-собирателей из Танзании и Камеруна - содержатся следы «кого-то неизвестного».  

Новость комментирует научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Станислав Дробышевский:

Генетики не устают радовать открытиями. Не успели все свыкнуться с фактом, что у нас есть около 2% неандертальских генов, а у австралийцев и меланезийцев почти 5% денисовских, как новые хитрые расчёты показали, что у меланезийцев, на самом-то деле, 2,74%, «неандертальщины» и всего 1,1% «денисовщины». Что ж, это непреложный закон природы: если в одном месте прибыло, то где-то убыло. Но столь же неколебим и обратный закон: если где-то убыло, то где-то прибыло! Если уж «денисовщина» сократилась чуть не в пять раз, то становится скучно.

И тут на помощь спешат новые методы моделирования!

Райан Болендер – лихой статистический генетик из Техаса (и, конечно, со-товарищи) – в очередной раз заново пересчитали нуклеотиды и получили, что кроме неандертальской и денисовской примеси меланезийцы могут иметь в своём геноме некую дополнительную составляющую. Третий вид!!!

Его ещё никто не нашёл, а генетики высчитали! Ура! 
НО! Как всегда, есть несколько НО.

Во-первых, антропология знает целую кучу ископаемых гоминид. В Южной и Юго-Восточной Азии есть масса специфических находок, которые не очень-то похожи ни на неандертальцев, ни на сапиенсов. Черепа из Нгандонга, Нармады, Дали, Чинньюшаня, Салхит и прочие запросто могут представлять ещё кучу видов. То, что генетики не могут выделить из них ДНК (или руки пока не дошли), не значит, что они вообще неизвестны науке. 

Во-вторых, сами авторы исследования отмечают, что новая загадочная примесь, в общем-то, не слишком отличается от денисовской. Учитывая, что денисовцы известны по образцам с Алтая, а смешиваться с сапиенсами они должны были где-то на юге Азии или вообще на востоке Индонезии, как бы и логично, что далёкие популяции отличались друг от друга. Отличаются же нынешние алтайцы от танимбарцев.

В-третьих, характерно, что генетики и журналисты называют нового гипотетического предка «третьим видом». Имеется в виду, что первый – неандертальцы, второй – денисовцы, третий – этот неизвестный. Ничего странного не замечаете? А где же сапиенсы? Или они уже не считаются за что-то значимое? Или число примесей скоро будет таковым, что генетики станут высчитывать проценты сапиенса у меланезийцев?

Справедливости ради стоит отметить, что авторы эпохального открытия сами прекрасно понимают все эти и прочие сложности, а потому крайне осторожны в высказываниях. И поэтому они опубликовали свой труд не в самых крутых журналах, а в коротеньком абстракте съезда американского общества генетики человека, прошедшего в Канаде.

В-четвёртых, самые горячие головы уже успели ляпнуть, что «третий вид» – это хоббиты Флореса. Бедные меланезийцы... 

Охота на хоббитов, эльфов, фавнов и орков продолжается? Ждём 33 вида?
 

Источники:



Интересно

В 1575 году французский естествоиспытатель Бернар Палисси устроил в Париже выставку окаменелостей - остатков ископаемых организмов, и впервые провёл их сравнение с ныне живущими видами. В 1580 гoду он опубликовал в печати ту мысль, что поскольку всё в природе находится "в вечной трансмутации", то многие ископаемые остатки рыб и моллюсков относятся к вымершим видам. Палисси считается одним из основателей палеонтологии.

Catalog gominid Antropogenez.RU