Новости антропологии
07.11.2016

Бонобо тоже страдают от старческой дальнозоркости

Учёные из Киотского университета (Япония) выяснили, что с возрастом у карликовых шимпанзе бонобо, так же как у людей, ухудшается способность видеть предметы вблизи. Подробнее об исследовании можно прочитать в журнале Current Biology.

Тен, самец 45 лет, ухаживает за JD, более молодым самцом. Тен - старейший самец в группе. Чтобы хорошо видеть, ему нужно выдерживать расстояние 40-45 сантиметров от глаз до шерсти компаньона. Фото: Heungjin Ryu

Учёные наблюдали за пятью случаями дальнозоркости у престарелых обезьян. Они следили за бонобо, когда те чистили друг другу шерсть. Выяснилось, что старые обезьяны дальше вытягивают руки и сильнее отстраняются от партнера, когда ухаживают за ним, чем их более молодые сородичи – и это расстояние растет с возрастом. Признаки дальнозоркости начинают проявляться у бонобо в возрасте около 40 лет. В неволе животные доживают до 60. Старческая дальнозоркость, вызванная снижением преломляющей способности хрусталика глаза, может сильно осложнять жизнь пожилым животным.

Руководитель группы исследователей Хёнджин Рю говорит, что такое поведение престарелых бонобо было отмечено ранее, но никто не обратил на него особого внимания. Теперь же учёные убедились, что процесс старения глаз у человека и у шимпанзе происходит сходным образом. Значит, эти механизмы не сильно изменились со времен нашего общего предка. Исследование показывает, что причину старческой дальнозоркости стоит искать не только в неправильном образе жизни – старики хуже видят не потому, что слишком много читали или сидели перед экраном. Исследователи планируют продолжить изучение того, как стареют бонобо, чтобы больше узнать о нас самих.

Бонобо — самые близкие родственники человека среди всех ныне существующих видов животных. У них больше общих поведенческих черт с представителями Homo sapiens, чем у обыкновенных шимпанзе. Бонобо терпимее и интеллектуальнее других обезьян, часто проявляют дружеское расположение и сочувствие.

Источник

Нужно заметить, что некоторые особенности посткраниального скелета неандертальца, как и ряд деталей строения черепа, имеют как бы "ультрасапиентный", "профетический" характер, т.е. эволюция в парамагистрали осуществила здесь своего рода "прорыв в будущее", опередив современного человека по магистральным параметрам. Большой объем мозговой коробки, срастание корней моляров, большой вестибуло-лингвальный размер талонида нижних моляров, ряд особенностей таза, пропорции пальцев кисти ("короткопалость") и некоторые другие черты морфологии неандертальца  могут считаться "сверхсапиентными".