English Deutsch
Новости
Новости антропологии
08.05.2018
Автор: С. Дробышевский

Киик-Коба: магия чисел и неандерталец-математик?

Образ продвинутого, творчески-одарённого неандертальца в последнее время становится всё более популярным. Перья и ракушки, ожерелья из когтей и росписи охрой – чего только уже не найдено. Негоже отставать от мирового уровня и нашим родным – крымским – неандертальцам.

Кремневый отщеп с гравировкой из Киик-Кобы. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Неандертальское "творчество"

Ещё в 1924-1926 годах Г.А. Бонч-Осмоловский раскопал грот Киик-Коба. В антропологии он известен находкой двух неандертальских скелетов, но и археологам досталось много радости. Несмотря на прошедшую уже без малого сотню лет, материалы грота продолжают радовать науку.

Ныне из Киик-Кобы описан отщеп, на корке которого нацарапаны крошечные чёрточки. Казалось бы – эка невидаль? Однако из царапулек на камушке можно сделать далеко идущие выводы.

Слой IV, из которого происходит отщеп, имеет датировку 35,486-37,026 тыс.л.н. Кстати, тут же было найдено и погребение ребёнка, чья анатомия однозначно говорит о том, что творцами киик-кобинской пара-микокской индустрии были именно неандертальцы.

Сама находка представляет маленький – всего 3,5 см длиной – кремнёвый отщеп, покрытый шероховатой белой коркой. На этой корке сохранились кривоватые царапины – с виду вовсе непримечательные, но такие ценные. Понятно, что корябалки на камушке могут появиться по множеству причин. Первое, что приходит в голову – случайность, естественное повреждение о соседние камни, например, при переносе водой, падении или при сползании по склону. Но Киик-Коба – маленькая пещера, там не текла вода и не двигались слои. Это особенно очевидно при сравнении поцарапанного отщепа с другими из того же слоя – все прочие целенькие. К тому же царапины расположены слишком уж упорядоченно, а в их начале есть явные следы нажима. Другой вариант происхождения царапин – неандертальцы пытались очистить кремешок от корки – крайне маловероятен. Никто не чистит корку, царапая её остриём. Вряд ли повреждения получились и в процессе использования отщепа – ведь они расположены на плоской стороне, совсем не на рабочем крае. Теоретически неровности могли быть нанесены для облегчения прикрепления, например, для приклеивания смолой или привязывания верёвкой. Однако и сам кремешок очень мал, и царапины расположены почти вплотную к рабочему краю, так что, если бы отщеп был частью составного орудия, он оказался бы полностью погружён в крепление и был бы бесполезен. Вообще кремешок мелкий – фактически размером с фалангу пальца, так что вряд ли от него вообще была какая-то польза.

Есть ещё некоторая вероять, что камень был поцарапан самими археологами при обнаружении, камеральной очистке или уже в хранении. Впрочем, чтобы покарябать кремнёвую корку, надо приложить некоторые усилия – зачем бы археологи стали так напрягаться?

Остаётся самый вкусный вариант: камень поцарапали неандертальцы с некой нефункциональной целью. Стало быть – это свидетельство их творчества! Повреждения идут в одном направлении, они примерно одной длины, по направлению царапин можно догадаться, что гравёр был правшой. Вероятно, орудовал один и тот же человек. Чего он хотел изобразить? Возможно, ответ в числе и порядке нанесения царапин. Судя по их ширине, гравировку могли делать двумя разными остриями, возможно, в четыре этапа. Сначала в центре были процарапаны три линии, а в конце поставлена точка. Потом поверх была нанесена ещё одна линия и серия мелких неглубоких, как будто неуверенных царапулек. После левее была проборождена одна узкая и две широкие полосы. Наконец, творец собрался с духом и гораздо увереннее изобразил три одинаковые тонкие линии. Если отбросить неуверенную вторую попытку, получается три захода по три линии. Случайна ли магия чисел? Как будто число "три" нравилось неандертальцу? Или оно нравится нам, считающим и сортирующим полоски на кремне спустя три десятка тысячелетий? Можно ли предположить основы счёта у крымских троглодитов? Пока нам остаётся только гадать...

Как пишут авторы статьи, ныне в Европе и на Ближнем Востоке найдено 27 среднепалеолитических стоянок с поцарапанными камнями (заметьте, что 27 – это три в третьей степени, от 27 до трёх десятков стоянок не хватает трёх штук, а если прибавить ещё три, будет уже 33, а если провести третью операцию и поделить на три, будет 11 – ровно на таком числе памятников обнаружены повреждения именно кремнёвой корки!!!). Магия чисел преследует нас...

Но долой нумерологический морок! Главное – это уже неплохая статистика. Правда, все эти стоянки широко раскиданы во времени и пространстве, но что мы можем точно сказать – палеоантропы регулярно корябали камни, стало быть, наверняка гораздо чаще делали то же с деревяшками, корой и прочими недолговечными предметами.

Что ж, пафосно это выражено в статье: "Для изготовления гравировки требуется превосходный нейромоторный и волевой контроль, что подразумевает сосредоточенное внимание". Так порадуемся же за неандертальцев, хоть бы "отличный контроль" и не спас их от вымирания спустя пару-тройку тысячелетий...


Источник:

  • Степанчук В.Н. Нижний и средний палеолит Украины. Институт археологии НАНУ. Черновцы, Зелена Буковина, 2006, 463 с.
  • Majki? A., d'Errico F. et Stepanchuk V. Assessing the significance of Palaeolithic engraved cortexes. A case study from the Mousterian site of Kiik-Koba, Crimea // PLoS ONE, 2018, V.13(5), p.e0195049.


Интересно

Потомство от браков белых и индейцев называют повсюду метисами, на Андском нагорье — также чоло, в Бразилии — мамелюко, или кабокло, в Аргентине — гаучо. Потомок белого (португальца) и метиса называется кастисом, белого и негра — мулатом, белого и мулата — терцероном (следующие степени: квартерон, квинтерон и т. д.), мулата и мулатки — каско, индейца и негра — самбо (в Бразилии также кафузо, или каборе).

Catalog gominid Antropogenez.RU