Новости антропологии
09.09.2011
Автор: А. Соколов

Африканцы - больше не чистокровные сапиенсы…

Новости о генетических «примесях» у современного человека продолжают поступать...

Пигмеи биака. Вот они, метисы сапиенсов и загадочных гоминид… Источник: http://breastpumpmama.com/?p=90

Еще несколько лет назад общепринятой была версия происхождения Хомо сапиенс от небольшой, изолированной африканской популяции, которая размножилась и повытесняла других Хомо из Евразии.

Теперь мы уже знаем, что смешение таки было - с неандертальцами и «денисовцами». Но речь до сих пор шла о метисации за пределами Африки, а у африканских групп следов «инородной крови» найдено не было. Поэтому стало даже модным утверждать, что коренное население Африки – «единственные чистокровные сапиенсы».

Теперь  выходит, что нет

Биолог Майкл Хаммер (Университет Аризоны, Тусон) с коллегами решили попытаться найти следы древнего смешения у каких-нибудь африканских племен.

В качестве объекта исследования ученые выбрали две группы охотников-собирателей – сан (видимо, имеются  в виду бушмены?) и пигмеев биака, а также западно-африканских земледельцев народности мандинка.

Эти группы считаются «истинными аборигенами», т.е. потомками популяций, которые никогда не покидали Африку, и поэтому могли избежать эффекта «бутылочного горла», неизбежно связанного с миграциями. Для таких популяций характерно более высокое генетическое разнообразие, поэтому если и были у древних сапиенсов «нечистые браки», то следы их наиболее вероятно могли сохраниться именно у аборигенов Африки.

Но как найти эти следы, ведь  информацией о ДНК древних африканских гоминид мы не располагаем?

Поскольку прямое сравнение с древней ДНК в данном случае  невозможно, авторы построили две компьютерные модели развития человеческих популяций - без смешения, и с притоком генов  от «архаичных гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников.». Результаты моделирования сравнили с реально наблюдающейся генетической структурой  современных африканских популиций, для чего использовали данные о последовательностях из 61 некодирующего участка ДНК.

В результате такого моделирования исследователи забраковали модель «без смешения», т.к. полученные данные в нее не вписывались. Три участка ДНК изученных популяций (на хромосомах  4, 13 и 18) существенно отличались от аналогичных последовательностей в других человеческих группах. Исследователи предположили, что эти участки (2% от всей последовательности ДНК)  были получены африканцами от некого ископаемого таксона, обитавшего в Центральной Африке около 35 тысяч лет назад. По расчетам авторов статьи, данный неизвестный вид гоминид отделился от линии, ведущей к современному человеку, примерно 700 тысяч лет назад (т.е. во времена Homo erectus…).

Вот так. Информация чрезвычайно интересная, но пока что воспринята научным миром с осторожностью...

Комментарий Научного редактора АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Станислава Дробышевского:

Станислав Владимирович Дробышевский

Крайне любопытно, как могла в Центральной Африке сохраняться некая популяция "архаичных людей" без вливания в предков сапиенсов, а потом вдруг дать это вливание? Что их там изолировало? Тропические леса? Или сапиенсы доползли-таки до Западной Африки из Восточной? Печально, что нет палеоантропологии Западной и Центральной Африки. Может, там тоже свои хоббиты были? А как сапиенсы перелезли через лес, так стали смешиваться? Экологически, коли могли смешиваться, должны были или раньше исчезнуть, или раньше смешаться. Не живут два родственных вида с одной экологией на одной территории. Культурную изоляцию я не представляю как фактор, никому она смешиваться никогда не мешала. Стало быть, должна быть изоляция географическая или экологическая. А Африка плоская и рек там немного. Вот леса, разве что. Лесные хоббиты Конго? Родезийцы, сохранившиеся за Калахари или в Намибе?..

Директор Палеонтологического музея Юрий Александрович Орлов (ныне академик) приходил на работу первым, расчищал снег у входа и проверял, хорошо ли убрано в залах. Если находил пыль на витринах, то писал на них нецензурные слова, а когда приходила уборщица, выговари­вал ей: «Лидия Никитична, почему Вы не вытираете пыль? Вот опять школьники всё исписали!» Потом к Орлову подключился в этой затее из­вестный палеонтолог и художник Константин Константинович Флёров. Уборщицы стали протирать витрины каждый день.

Учёные шутят / Авторы-сост.: Федин С.Н., Горобец Б.С., Золотов Ю.А., М., «Лки», 2010 г., с. 194.