Новости антропологии
01.06.2011
Автор: А. Соколов

Клык синантропа найден в музейном хранилище в Швеции.

Зуб китайского подвида Homo erectus пролежал в ящике более 80 лет. Краткая информация об этом опубликована на сайте Sciencedaily.com 26 мая.

Клык Homo erectus, обнаруженный шведскими палеонтологами. Фото: Uppsala University. Источник: http://www.sciencedaily.com/

Череп синантропа (реконструкция). Фото: David L. Brill. Источник: Noel T. Boaz and Russell L. Ciochon. Brute of Dragon Bone Hill. NewScientist | 17 April 2004 p. 33.

История открытия знаменитых синантропов (он же "пекинский человек", он же Sinanthropus pekinensis, он же Homo erectus pekinensis) -  широко известна, хотя и обросла множеством мифов.

C 1921 по 1938 год в пещерах Чжоукоудяня (к юго-западу от Пекина), в 17 слоях, были найдены останки нескольких десятков особей этих гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников., в том числе 14 черепов, 11 нижних челюстей и 157 зубов (из них 73 зуба – изолированные, «отдельно» от челюстей). Как известно, в 1941-м году, когда к Пекину стали подступать японские дивизии, уникальную коллекцию попытались вывести, но закончилось это печально:  все материалы исчезли при загадочных обстоятельствах – то ли при переправке из Пекина в Циньвандао, то ли уже по пути из Циньвандао в США (см. подробности здесь).

К счастью, с находок успели сделать слепки. Позднее, уже в 50-е - 60-е годы, в Чжоукоудяне были сделаны новые находки - в частности, новые фрагменты вот этого черепа и кусок нижней челюсти. Кроме того, немногочисленные остатки коллекции были все-таки обнаружены среди окаменелостей, вывезенных из Китая до войны - в том числе, диафизыЦентральная трубчатая часть у длинных костей, между эпифизами. плечевой и большой берцовой костей, а также 6 зубов.  3 из этих зубов хранятся в коллекции упомянутого Музея эволюции Университета Уппсалы (Швеция). И вот число «возвращенных к жизни» останков синантропов пополнилось еще одной важной находкой.

Откуда взялись ящики в музее?

С 1914 года шведские палеонтологи вместе с китайскими коллегами вели раскопки в Китае. Многочисленные находки костей динозавров, ископаемых слонов, носорогов и других животных были сделаны в различных областях Китая, в том числе в Чжоукоудяне.  В дальнейшем найденные материалы  были переправлены в Швецию, к известному палеонтологу Карлу Виману, который занялся изучением и описанием полученных окаменелостей.  Но смерть ученого в 1944 году прервала эти работы, и  40 ящиков с материалами так и остались нераспечатанными.

Недавно на всеми забытые ящики, лежавшие в хранилище Музея эволюции, обратил внимание директор музея,  Ян Уве Эббестад. К изучению содержимого ящиков приступили палеонтологи  Пер Альберг (профессор Университета Уппсалы) и его коллега Мартин Кундрат, к которым подключились ведущие специалисты Пекинского Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии. О первых результатах этих работ - в том числе об обнаруженных в одном из ящиков останках самки птерозавра, с  яйцом в утробе – мировые средства массовой информации писали в апреле сего года.

И вот, продолжая изучать материалы коллекции, исследователи извлекли на свет хорошо сохранившийся (хотя и сломанный) клык Homo erectus. Что и говорить, находка уникальная. Судя по всему, это единственный клык синантропа, оставшийся в распоряжении ученых к настоящему времени. Подробностей пока что немного, зато есть фото, любуйтесь, уважаемые Читатели!

Подобные истории в палеоантропологии - не такая уж редкость. Вспомним хотя бы про приключения скелета и черепа Ле Мустье 1.

Теперь на изучение этого зуба исследователи бросят всю мощь современных методов палеоантропологии (и не снившихся Карлу Виману): сделают компьютерную микротомограмму, изучат характер  изношенности, микроструктуру, состав зубного камня, чтобы выяснить, чем питались синантропы; скурпулезно проанализируют все остальное содержимое ящика – останки животных и растений, чтоб реконструировать условия, в которых жил "пекинский человек".

Думаем, результаты не заставят себя долго ждать. А может, в ящиках из Китая учёных поджидают новые сюрпризы? Будем надеяться. С первым днём лета Вас, дорогие Читатели!

По статистическим данным, примерно 8 миллионов американцев в той или иной форме встречались с ангелами, которые предупреждали их об опасностях, исцеляли от смертельных болезней - либо, наоборот, звали их за собой и помогали умереть с ясной душой и упованием.

Михаил Эпштейн, Статья «Ангелизм» в Проективном философском словаре СПб, «Алетейя», 2003 г., с. 18. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.